Найти тему
Франкофилия

Петербургская жизнь Эдуарда Мане

Пожалуй, две наиболее импрессионистские картины Эдуарда Мане выполнены в петербургский период его жизни.

- Погодите - скажет кто-то. Эдуард Мане никогда не был в России. Давайте не будем торопиться. Обо всё по порядку.

Вопреки распространённому заблуждению, Мане никогда не входил в число художников-импрессионистов. Он был другом большинства из них, внимательно наблюдал за их экспериментами, всячески поддерживал их борьбу за существование (в самом прямом смысле слова), но в творчестве предпочитал идти своим путём. Друзья-импрессионисты (тот же Клод Моне) неоднократно пытались обратить Эдуарда Мане в «свою веру», в том числе, приглашая для совместной работы на пленэре (кстати, идея писать на свежем воздухе была в общем-то по душе Мане). Одна из таких попыток имела место в середине 1870х годов (в Аржантейе у Клода Моне). То ли общение с друзьями, то ли собственная, ищущая независимости на пути эксперимента натура, в какой-то момент всё-таки привели к тому, что такие «родимые пятна» импрессионизма, как светлая палитра, стремление передать изменчивость свето-воздушной среды, уловить мимолётное впечатление ярко проступили в творчестве Мане.

В первую очередь, следует отметить две картины, написанные в 1878 году.

Эдуард Мане. Мостильщики на улице Монье:

1
1

Улица Монье, украшенная флагами и мужчина на костылях:

2
2

Обе картины объединяет ещё и то, что они «подсмотрены» художником из окна его мастерской, находившейся по адресу – Париж, улица Санкт-Петербург, дом № 4. Так что мы, хоть и с некоторой долей условности, можем говорить о «петербургском» импрессионистском периоде в творчестве Эдуарда Мане.