Голландский дипломат, спасший 9 000–10 000 евреев в Литве во время Второй мировой войны, после войны был наказан Министерством иностранных дел Нидерландов за «отклонение от стандартного визового протокола». Спустя 80 лет он наконец удостоен высочайшего признания для гражданского лица.
Звартендейк был назначен директором заводов Philips в Литве в 1938 году после того, как бывшего директора отправили обратно за симпатии к нацистам. Он также выполнял функции вице-консула голландского государства, а затем и официального консула в Каунасе. В то время в Литве проживало много евреев, многие из которых были беженцами из Германии.
Звартендейк предоставил евреям более 2000 льгот по визам на Кюрасао. Это означало, что людям, путешествующим по документам, распространяемым Звартендейком, было разрешено въезжать на Кюрасао без визы. Единственным освобождением может воспользоваться вся семья. Звартендейк действовал не в одиночку, его самыми известными сообщниками были раввин Нью-Йорка Калманович, который помог, собирая средства для длительного путешествия через Советский Союз, а также Чиуне Сугихара, японский консул в Каунасе, который выдал беженцам тысячи транзитных виз. . Посол Нидерландов в трех странах Балтии был осведомлен о действиях Звартендейка. Хотя многие знают Сугихару, немногие знают о Звартендейке, которого это тоже устраивало, хотя значительная часть схемы развивалась вокруг него. Еще одной сложностью стал тот факт, что голландское государство (министерство иностранных дел) объявило ему выговор за несоблюдение официальных визовых процедур. Голландское государство так и не отменило этот выговор, хотя голландский парламент единогласно попросил правительство сделать это в своем недавнем предложении.
Звартендейк так и не узнал, сколько евреев он спас. Он не знал, осуществим ли его план на практике, и боялся, что ни один из евреев, которым он помогал, не выжил, в чем он винил себя, потому что считал, что сделал недостаточно. После войны он вернулся в Нидерланды и продолжил работать в компании Philips в Эйндховене. Он никогда не рассказывал о своих действиях своей семье, которая не знала об этом. Его племянница, которая сама была участницей сопротивления, позже сказала, что всегда считала, что ее дядя не был особенно храбрым во время войны. По оценкам, после смерти Звартендейка 95% евреев, которым он помог, действительно сумели достичь безопасности, или около 9 000–10 000 евреев. Насколько нам известно, никто из них на самом деле не побывал на Кюрасао. Скорее всего, они путешествовали по США и Японии.
Звартендейк был удостоен признания Яд Вашем со стороны государства Израиль, в Каунасе ему посвящен мемориал, а голландское государство и король извинились перед потомками Звартендейка за их жесткое отношение. Тем не менее, голландское государство так и не отозвало свой выговор, хотя голландский парламент единогласно попросил правительство сделать это в своем недавнем предложении.