«Волки – это общественные животные. Выживание каждого из них зависит от сплоченности группы. Каждый в семье должен выполнять свои функции.
Часто семейные группы состоят из большего числа зверей, чем это необходимо для успешной охоты. Это потому, что как выяснил Ясон Константинович Бадридзе, каждому волку нужно определенное число социальных контактов. В больших семьях выделяются подгруппы: звери объединяются по личному интересу друг к другу. Эти подгруппы, в которых существуют частые «дружеские» контакты, возникают в щенячестве и остаются на протяжении всей их жизни. Разрыв социальных связей волки переживают гораздо тяжелее, чем собаки. Они ощущают нарушение гармонии, утрату.
Интегрирующим началом стаи является ее вожак. В роли вожака стаи выступает, как правило, самец. Есть две стороны этой роли – привилегия и лидерство. Последнее выражается в руководстве и направлении активности стаи. Вожак выступает в роли организатора охоты, поднимает стаю с отдыха, направляет ее движение, протаптывает тропу в глубоком снегу. Функцию лидера в определенных ситуациях может выполнять и альфа-самка. Лидерство в разных ситуациях может проявляться в более или менее жестких формах. Примером демократичного лидерства может служить описанный Мичем случай, когда вожак вел стаю по льду замерзшего озера и вынужден был повернуть из-за того, что стая не захотела идти дальше. При возможности конфликта доминирование самца проявляется в роли привилегии. Доминант имеет преимущество при кормежке, при выборе места на дневке, партнера по спариванию.
А вот какие важные наблюдения сделал Анатолий Онегов насчет той или иной ситуации, когда лидерство переходит от одного волка к другому.
Он наблюдал за тропой по которой шли волки. Лапки малышей часто попадали в след одного из родителей, а следы другого взрослого волка оставались «чистыми». Выходило, что один из взрослых волков шел впереди, а другой замыкал шествие. Сзади, судя по большим следам, шел самец – отец семейства. А впереди отряда, исполняя роль разведчика, шла мать-волчица. Именно ей, ее опыту и знаниям доверила природа в этом трудном для семьи походе обязанности руководителя. А сила, мощь, живущие в самце, были оставлены пока в резерве – они приберегались на случай жестокой схватки с врагом.
Волчий отряд шел ровной цепочкой по лесной дороге. Но вот отряд остановился, идущий впереди волк, видимо узнал, о какой-то опасности и первым резко свернул с тропы. Следом за ним широкими прыжками покинули дорогу и остальные животные. Так кто же возглавляет стаю? Впереди снова была она, волчица. Впереди опыт, беспокойство за семью, способность предвидеть опасность, умение искать пищу, не только для себя, умение, заложенное природой в животное, – мать.
Но вот наступила зима. Глубокий снег лег по тайге. И снова впереди стаи оставалась волчица. Она первой поднималась с лежки, первой осторожно шагала по наезженной дороге, уводя за собой стаю.
Однажды, встретив человека, волки бросились в сторону, вскоре они вышли на лесную дорогу, опять выстроились в цепочку. И тут снова удалось определить, кто возглавляет отряд. После тяжелой зимней охоты, после долгого полуголодного перехода, когда идущему впереди труднее всех – ведь именно он пробивает в снегу тропу для остальных животных, – первым идет волк-самец, отец семейства. Наконец потребовались его сила, выносливость, которыми природа наделила матерого самца.
А как же распределяется добыча в стаях между зверями? Неужели она достается самым сильным, доминирующим волкам? И что тогда будет с молодыми волками и волчатами, которые наравне со всеми месили глубокий снег, которым надо расти…Ведь к ним тогда подберется дистрофия, они будут обречены на вырождение?
Но волки не вырождаются – выходит, щенки получают возможность вырасти и окрепнуть даже в голодные годы. Выходит, им все же выделяют необходимое количество пищи даже от скудного обеда. Откуда же этот рациональный механизм стаи? И как объяснить тогда роль иерархии у волков, для чего она, эта иерархия, если «верховный вождь» не становится хозяином всей добычи. Не для того в стае серых охотников нужна иерархия, чтобы отнять у собрата помоложе кусок мяса. Подчинение одного животного другому, менее опытного, менее ловкого и менее сильного более опытному, сильному, ловкому, нужна волкам чтобы проще и точнее организовать охоту, чтобы неожиданнее совершить нападение, скорее привести свою стаю к обильному столу и таким путем лишний раз обойти коварный зимний голод.
Природа мудра и не могла поступить по-другому. Она не может быть расточительной с теми животными, и прежде всего с хищниками, которые долго выращивают и заботятся о своем потомстве. Не может в природе быть такого, чтобы клыки более сильного волка обрушились на слабого, чтобы младшие в стае постоянно голодали.