Найти в Дзене
Sputnik Азербайджан

Противоречивые заявления из Еревана: чего же хочет Пашинян?

Ситуацию на Южном Кавказе нельзя назвать стабильной до тех пор, пока существуют неурегулированные конфликты. Главным, вспыхнувшим в регионе в конце прошлого века, было противостояние между Арменией и Азербайджаном. Результатом стали две полномасштабные войны и перманентное военно-политическое противостояние, которое длится по настоящее время. Несмотря на все старания международных посредников, переговоры между сторонами не вышли на тот уровень, когда можно с уверенностью сказать, что Баку и Ереван готовы к окончательному урегулированию. Основной помехой мирному процессу в данных условиях является невыполнение требований Трехстороннего заявления, подписанного лидерами Азербайджана, России и Армении по итогам 44-дневной войны. Именно исходя из данного контекста интерес вызывают последние заявления премьер-министра Армении Никола Пашиняна, которые он сделал в рамках "правительственного часа" в парламенте. Открытие региональных коммуникаций - залог улучшения отношений Именно так был постав
Оглавление

Ситуацию на Южном Кавказе нельзя назвать стабильной до тех пор, пока существуют неурегулированные конфликты. Главным, вспыхнувшим в регионе в конце прошлого века, было противостояние между Арменией и Азербайджаном. Результатом стали две полномасштабные войны и перманентное военно-политическое противостояние, которое длится по настоящее время.

Несмотря на все старания международных посредников, переговоры между сторонами не вышли на тот уровень, когда можно с уверенностью сказать, что Баку и Ереван готовы к окончательному урегулированию. Основной помехой мирному процессу в данных условиях является невыполнение требований Трехстороннего заявления, подписанного лидерами Азербайджана, России и Армении по итогам 44-дневной войны. Именно исходя из данного контекста интерес вызывают последние заявления премьер-министра Армении Никола Пашиняна, которые он сделал в рамках "правительственного часа" в парламенте.

Открытие региональных коммуникаций - залог улучшения отношений

Именно так был поставлен вопрос в 2020 году, когда стороны подписывали Трехстороннее заявление. Считалось, что сотрудничество и развитие экономических отношений послужат налаживанию взаимоотношений между населением двух стран. Тем более, что дорога Горуса-Лачин-Ханкенди обеспечивала связь Армении с армянским населением в зоне РМК, а дорога Горадиз–Мегри-Ордубад была призвана соединить основную часть Азербайджана с Нахчываном. По факту же получилось так, что первая дорога заработала сразу после прекращения огня в 2020 году, а открытие второго маршрута все еще находится на стадии разговоров.

При этом, работы по восстановлению движения по маршруту Горадиз–Мегри-Ордубад с азербайджанской стороны начались сразу по окончанию боевых действий. Соответствующие структуры подготовили план в этом направлении и в скором времени началось строительство автомобильной и железной дорог. Согласно плану, оно завершится уже в следующем году.
Что касается Армении, все “работы” в этом направлении находятся на стадии разговоров.

“Пашинян сказал” и “Пашинян сделал” - это не всегда одно и то же
Армения "хоть завтра" готова начать работы по открытию региональных коммуникаций, заявил 13 сентября 2023 года в парламенте Пашинян. Точная дата указана не случайно. Ведь как было сказано выше, Азербайджан уже работает в этом направлении почти три года. К этому же призывают Армению Россия и Турция. Этого же требует элементарный здравый смысл.

Однако все послевоенные годы руководство Армении ограничивается заявлениями, которые подчас противоречат друг другу. В этот раз после знакомства с предложением Пашиняна сразу возникает вопрос: а что вам мешает все-таки начать работы в этом направлении?
"Уже долгое время есть проект по открытию трех КПП Армении на границе с Азербайджаном", - говорит армянский премьер.
Ни больше и ни меньше. А зачем они нужны в отсутствие дорог - Пашинян скромно умалчивает.

Дальше – больше.

“Мы за разблокирование региональных транспортных коммуникаций. Мы за то, чтобы Азербайджан и Турция имели возможность коммуникации по территории Армении. Мы не против, чтобы по территории Армении проходили нефтепроводы, газопроводы, линии электропередач, и заинтересованы в этих программах", - сказал Пашинян.

Про дороги мы уже написали. Зададим лишь один вопрос: после того, как Азербайджан закончит работу на своей территории, как автомобили и поезда будут добираться до Нахчывана? Даже с учетом наличия еще только проектируемых Пашиняном КПП, в отсутствие дороги достичь Нахчывана будет, мягко говоря, проблематично.

С учетом того, как к вопросу подходят в Армении, Азербайджан уже разработал альтернативный проект, который предполагает использование территории соседнего Ирана. Да это лишних несколько километров и соответственно дополнительные расходы. Но в данном случае не приходится опасаться, что другая сторона откажется от своих слов в последний момент, как уже неоднократно было с Арменией.

Про нефтепроводы и газопроводы – тут уж увольте. Все, кто следит за развитием азербайджано-армянских отношений, прекрасно помнят предложения Баку о строительстве трубопроводов через территорию Армении, озвученные в середине 90-х годов прошлого столетия. Взамен реализации данного проекта от Армении требовалось признать территориальную целостность друг друга и деокупировать азербайджанские территории. Ереван отказался. В итоге Азербайджан построил нефтепроводы и газопровод через Грузию, сам освободил свои территории в ноябре 2020 года, а Армения лишилась дополнительных средств, которые могла заработать от транзита энергоносителей, о которых теперь с сожалением заявляет Пашинян.

Что касается текущей ситуации то, об этом на днях высказался вице-премьер России Алексей Оверчук. Трехсторонние переговоры между Россией, Азербайджаном и Арменией по разблокированию транспортных связей на Южном Кавказе продолжаются, следующая встреча вице-премьеров РФ, Азербайджана и Армении состоится, когда для этого созреют условия, сказал российский вице-премьер.