Найти в Дзене
Sputnik Азербайджан

Как повлияет на мировую торговлю система расчетов ЕАЭС-БРИКС и интересна ли она Баку?

Интеграция Евразийского экономического союза (ЕАЭС) с другими региональными экономическими объединениями активно протекает в первую очередь по торгово-финансовым вопросам. Так, взаимная торговля стран ЕАЭС и БРИКС растет, и по итогам первого полугодия 2023 года товарооборот составил $150 млрд. В такой ситуации, когда наблюдается интенсификация торгового взаимодействия между странами двух объединений, создание альтернативной системы расчетов становится приоритетом для сохранения и ускорения позитивного темпа роста. По словам председателя коллегии Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) Михаила Мясниковича, ЕЭК предлагает создать современные и надежные системы расчетов между странами ЕАЭС и БРИКС. "Товарные потоки, уверен, будут расти, нужны современные и надежные системы расчетов. Предлагаю минфинам и центральным банкам наших стран организовать проработку данных вопросов применительно к ЕАЭС и БРИКС к следующему саммиту объединения в Казани в 2024 году", – сказал Мясникович. Не единая
Оглавление

Интеграция Евразийского экономического союза (ЕАЭС) с другими региональными экономическими объединениями активно протекает в первую очередь по торгово-финансовым вопросам. Так, взаимная торговля стран ЕАЭС и БРИКС растет, и по итогам первого полугодия 2023 года товарооборот составил $150 млрд.

В такой ситуации, когда наблюдается интенсификация торгового взаимодействия между странами двух объединений, создание альтернативной системы расчетов становится приоритетом для сохранения и ускорения позитивного темпа роста.

По словам председателя коллегии Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) Михаила Мясниковича, ЕЭК предлагает создать современные и надежные системы расчетов между странами ЕАЭС и БРИКС.

"Товарные потоки, уверен, будут расти, нужны современные и надежные системы расчетов. Предлагаю минфинам и центральным банкам наших стран организовать проработку данных вопросов применительно к ЕАЭС и БРИКС к следующему саммиту объединения в Казани в 2024 году", – сказал Мясникович.

Не единая валюта, а альтернативная система расчетов

Директор Института социально-экономических исследований Алексей Зубец считает, что создание единой расчетной системы обусловлено отказом от создания единой валюты в рамках БРИКС.

Так, по словам экономиста, после последних совещаний в рамках БРИКС было принято решение, что единой валюты стран объединения не будет.

"В одно время довольно много говорили о том, что появится единая валюта стран БРИКС. Но я считал, что никакой валюты не будет, так как в рамках БРИКС единая валюта – это либо юань в качестве валюты крупнейшей страны БРИКС и крупнейшей экономики мира, либо золото. Вариант с золотом не подошел, а юань не устраивает разные страны, в частности Индию", – рассказал Зубец Sputnik Азербайджан.

То есть, отметил эксперт, валюта стран БРИКС как таковая существовать не будет или будет существовать в рамках банка БРИКС в виде какой-то корзины валют для внутренних расчетов, но никакого социального значения она иметь не будет. Поэтому было решено отказаться от мысли единой валюты в рамках объединения и принято решение о создании единой системы расчетов, отметил Зубец.

Экономист рассказал, что на сегодняшний день страны БРИКС и государства, которые планируют войти в объединение, заинтересованы в том, чтобы создать некий аналог системы международных расчетов, которая не будет подконтрольна коллективному Западу и в рамках которой наложение санкций будет невозможно.

"То есть речь идет о создании расчетной системы, в каких валютах – пока непонятно. Скорее всего, основными валютами будут доллар и юань с потенциальной миграцией расчетов в юаневую зону, потому что Китай заинтересован в развитии расчетов в юанях", – разъяснил экономист.

Интеграция ЕАЭС в новую систему расчетов

По словам собеседника Sputnik Азербайджан, следующий шаг – это интеграция параллельных организаций, близких к БРИКС, в эту систему.

"Так что потенциальная интеграция расчетов в рамках ЕАЭС и БРИКС – это шаг, который напрашивается и который будет достаточно эффективным для организации международной торговли. Мы прекрасно понимаем, что для стран ЕАЭС одним из главных торговых партнеров является Китай, а также другие страны, входящие в БРИКС. То есть, если мы говорим о торговых расчетах, расчетах за поставляемые товары и услуги, то это абсолютно разумная история", – пояснил эксперт.

Но если говорить про инвестиции, отметил экономист, то там основная масса международных глобальных инвестиций — это долларовые инвестиции. И в части расчетов за инвестиционные потоки единая расчетная система БРИКС и ЕАЭС этим заниматься не будет.

"Но если мы говорим о расчетах за поставляемые товары, то, скорее всего, именно в этом направлении будет двигаться развитие финансовой системы ЕАЭС-БРИКС", – добавил он.

Зубец также считает, что другие страны, которые не входят в ЕАЭС или БРИКС, в том числе Азербайджан, также смогут подключиться к данной системе.

"Такие возможности будут предоставлены, кроме того, это будет очень удобно с учетом того, что для стран постсоветского пространства, не входящих в эти объединения, одним из основных партнеров являются Китай и другие крупные государства, входящие в БРИКС или ЕАЭС", – резюмировал Зубец.

Расчеты в нацвалютах между ЕАЭС и БРИКС также в приоритете

Стоит отметить, что, наряду с развитием новой единой системы расчетов, страны ЕАЭС и БРИКС также рассматривают вопрос развития торговли в национальных валютах. Так, еще в прошлом году глава Минпромторга РФ Денис Мантуров заявил, что Россия предложила странам ЕАЭС, БРИКС и ШОС увеличить объемы расчетов в национальных валютах.

Призыв не остался без ответа – по итогам прошлого года доля расчетов в нацвалютах во взаимной торговле между странами ЕАЭС составила 83%.

Кроме того, РФ активно развивает переход на нацвалюты с одним из главных партнеров по БРИКС – Китаем. Так, на сегодняшний день около 80% российско-китайского товарооборота осуществляется в рублях и юанях.

Эксперты считают, что переход на нацвалюты стран ЕАЭС и БРИКС во внешней торговле также станет стимулом для создания и развития единой расчетной системы, что, в свою очередь, не только ускорит процесс дедолларизации, но и снизит зависимость экономик региона от западных финансовых институтов.