Отсутствие горячей воды по-прежнему в топе актуальной городской повестки. Руководитель исполкома НМР Роман БУЛАТОВ откликнулся на массу вопросов наших читателей и разъяснил перспективы решения горячего водного вопроса - в следующем году Нижнекамск ждёт денег из Фонда национального благосостояния и, если получится, от федерального центра по программе капитального ремонта существующих сетей. Тарифы же на горячее водоснабжение раньше января 2024 года не изменятся.
Хотя горячую воду поставляют нижнекамцам частные организации, решением водяных проблем занимаются муниципальные власти. Когда возможно - помогают, но чаще задумываются о переводе имущества в муниципальную собственность. В частности, не даёт покоя чиновникам и самим владельцам убыточное хозяйство АО «ВК и ЭХ», в котором к тому же острый дефицит работников. Ежедневные порывы сетей организации заставляют метаться водоканальщиков по городу как ошпаренных. Один из выходов, предложенных Р. Булатовым, - увеличение им зарплаты хотя бы до уровня среднереспубликанской - с 31 тыс. до 55 тыс. рублей.
Совещание в республиканском Госкомитете по тарифам, на которое ездил Р. Булатов на прошлой неделе, ни к чему особенному не привело. Роста тарифов на более чем запланированные 6% и ранее января следующего года пока не ожидается. Финансирование ремонта коммунальных сетей из кармана горожан республика не одобрила.
Пока вся надежда на индивидуальные тепловые пункты, содержание которых, по уверениям руководителя исполкома НМР, обойдётся всего в 30 копеек с квадратного метра ежемесячно. Небольшая вроде плата за то, чтобы отключения стали реже, а вода - менее ржавой и более тёплой. Ведь именно трубы от ЦТП до дома - самое слабое звено: питьевая подогретая вода беспощадна к ресурсу трубопроводов. В Нижнекамске всего 13% жилых домов обеспечены ИТП, и раскопки возле них случаются куда реже, счастливчики проживают преимущественно в новых домах микрорайона №47. Установить ИТП в остальные дома можно было бы за счёт кредита, скажем, в 2,5 млрд рублей в ВЭБ.РФ или Сбербанке. С платежами справится и сам водоканал, если не будет тратить силы и средства на латание ежедневных порывов, считает чиновник. По скромным прикидкам, замена всех изношенных ЦТП и труб горячего водоснабжения в городе будет стоить 6 млрд рублей, но эффект от этого жители практически не ощутят в отличие от установки ИТП, говорит Р. Булатов.
Параллельно руководство НМР ищет на федеральном уровне возможности привести в порядок теплосети. И здесь палочкой-выручалочкой может стать программа ремонта коммунальных сетей, финансируемая Фондом национального благосостояния. Нижнекамску удалось заявиться в эту программу, город получит 300 млн рублей на реконструкцию магистральной сети «Татэнерго» и строительство инженерных сетей в посёлке Строителей. Но не всё так просто: деньги достанутся на условиях софинансирования, энергетики удачно дополнят федеральной субсидией собственную инвестпрограмму. А «Водоканалу» такое опять же не под силу - слишком много отнимают ресурсов ежедневные порывы и разрытия.
Нижнекамск готов заявиться и в федеральную программу капремонта коммунальных сетей, проект которой как раз сейчас обсуждают в Москве. Если заявку из нашего города одобрят, то в посёлках Субай и Строителей будут нормальные инженерные коммуникации, а в городе построят новый коллектор водоотведения. Федеральному бюджету это обойдётся в 3,5 млрд.
Возможность закольцевать сети, чтобы источники тепловой энергии и участки тепловых сетей были взаимозаменяемыми, как в тех же Набережных Челнах, увы, пока не обсуждается, да и не предполагает проект Нижнекамска такое кольцо. Энергию от двух ТЭЦ в город поставляют три тепловода, которые не могут друг друга заменять. Так что даже с ИТП летние отключения на ремонт самих ТЭЦ и труб, несущих тепловую энергию в город, всё равно будут. Бойлер вам в помощь, как говорится.
И ловите лайфхак от Р. Булатова: если вы подадите в управляющую компанию показания счётчика горячей воды в момент отключения и в момент возобновления горячего водоснабжения, вам не придётся платить за «подогрев» той холодной воды, что текла вместо горячей, пока вы надеялись, что вот-вот тёпленькая пойдёт.
Ольга МИНЕЕВА.