Найти тему
Бубылда

Ужас Аркхэма. Карточная игра. Путь в Каркозу

Сюда мы всю игру и идём
Сюда мы всю игру и идём

Вторая по порядку выхода кампания для карточного Аркхема посвящена любимому древнему, Хастуру, который придуман, конечно, не совсем Лавкрафтом, но, скажем так, неоднократно упоминается в его творчестве.

По поводу темы отмечу, что знаком с рассказами Роберта Чамберса, в которых неоднократно упоминаются и Каркоза, и Хастур, и проклятая пьеса "Король в желтом", и, скажу я вам, цикл весьма плотно насыщен отсылками к ним, что приятно. Сами истории, конечно, в своё время скорее разочаровали, но некое неуклюжее очарование в них, конечно, есть, и ФФГ постарались перенести эту тягучую и сумбурную атмосферу помешательства в свою игру.

Обложка старенького сборника рассказов
Обложка старенького сборника рассказов

Расследование, в которое ввязываются незадачливые сыщики, посетившие в поисках ответов театр в самое неподходящее время, одновременно и логичное, и непоследовательное, полное как "изящных" (за неимением более подходящего слова) элементов, вроде Человека в белой маске или безумного Парижа, так и более привычных для современного взгляда на творчество ГФЛ и сопричастных мерзотных созданий и лезущих откуда не надо щупалец. Герои здесь, в отличие от других кампаний, именно что постепенно сходят с ума и ставят под сомнение всё, что видят, регулярно теряясь в происходящих событиях, что также отражается и непосредственно в механиках, но об этом позднее.

Вообще, как я уже говорил, образы Хастура и Короля в желтом у меня любимые среди всех прочих хтонических сущностей из Arkham Files. Интересна для меня и связь их с театром, литературой, интригует одноименная пьеса, которая сводит читающих с ума, а жёлтый знак считаю занятной метафорой паранойи. Тут есть из-за чего разыграться воображению, при этом, знаем мы про всё это не так уж и много, а то, что знаем друг-другу может противоречить. До конца непонятно, что такое, собственно Хастур - древнее божество или место где-то далеко во вселенной? Пожалуй, оговорюсь, что один из основных продолжателей дела Лавкрафта, Август Дарлет, нам, конечно, всё объяснил, но выбранный им для общего лора Великих Древних считаю не очень удачным.

Первый сезон "Настоящего детектива". Тоже про поиски Каркозы, если что
Первый сезон "Настоящего детектива". Тоже про поиски Каркозы, если что

В итоге, всё это наслоение отсылок, тем и эстетики мне очень сильно зашло, но и в отрыве от моих предпочтений цикл сделан круто и разнообразно: вступление с опустевшим театром, в котором чувствуются нотки Silent Hill 3, безумная вечеринка, попытки найти ключ к расследованию в мрачной психбольнице, сюрреалистичный Париж, где всё вроде в порядке, но везде есть тревожные детали, подземелье-ловушка, и, наконец, сама туманная Каркоза. Все сценарии, кроме разве что парочки, запоминаются, имеют свою неповторимую атмосферу, и привносят что-то своё в общий, казалось бы, максимально простой и прямолинейный, нарратив про борьбу с культом. На кончиках пальцев, короче.

Относительно механик всё круто, хотя стоит отметить, что, поскольку это одна из самых ранних кампаний, особенно много наворотов тут нет, но про парочку расскажу:

1) Новые напасти, которые берутся на руку крутые: вы не можете про них открыто говорить другим игрокам, они занимают порой критически важное место, и подкидывают мелких неприятностей. Не особенно раздражали, скорее щекотали нервы;

2) Человек в белой маске (или нет?). После определенных событий замешивается к кому-то в колоду и периодически появляется в самый неподходящий момент. На нём завязан ряд других механик, которые могут сделать его очень опасным, но, в целом, он опять же лишь добавлял огоньку;

Чамберса цитируют и в видеоиграх
Чамберса цитируют и в видеоиграх

3) Ну и глобально у нас есть две шкалы, которые отражают отношение героев к происходящему: верят ли они в то, что их преследует (ну или они) культ, который поклоняется непонятной дряни из другого мира, либо всё это просто временное помутнение рассудка, вызванное стечением обстоятельств и усталостью. Сильно меняет некоторые сценарии, а также финал, да и в целом интересное, но ненавязчивое нововведение.

Пятерка новых сыщиков занятна, особенно тем, что она шестерка, ведь сюда положили первого нейтрального сыщика - Лолу Хейз, актрису, которая до недавнего времени была откровенным мусором. С другой стороны, Марк Херриган и Ульям Йорик до сих пор крутые бойцы, Минь неплохой саппорт, ну а Зефина и Акачи просто Зефина и Акачи.

Если говорить о картах сыщиков, то сюда положили кучу сильных карт, а в особенности красную Находчивость и Науку выживать, которые вывели игру через сброс для класса на новый уровень (с чем дизайнеры вынуждены мириться и по сей день). Также навалили "отчаянных" карт навыков, действующих при низком рассудке - играется своеобразно и не очень сильно, но зато очень напряженно.

В общем, Путь в Каркозу - это отличная кампания, которая легко может играться сразу после базы, если вы новичок в системе. Нарратив и атмосфера тут крутые, механики интересные, но не грузят нюансами, сыщики и карты для них полезные. Надо брать и играть.