Найти тему
ONCOLOGY.ru | ОНКОЛОГИЯ.ру

Эверолимус сорвался, но не рухнул с карциномы почки

Замечательная вещь – противоопухолевая лекарственная терапия, то она работает там, где совсем не ожидается, то фиаско с тем, что неминуемо должна была победить, но спасовала. Рак почки тоже не прост, умеет за себя постоять. А если минус на минус, что будет?

Имея в арсенале два десятка лекарственных препаратов для терапии почечно-клеточной карциномы, клинические рекомендации Минздрава исключают неоадъювантную и адъювантную системную терапию из рутинной практики поскольку «в настоящее время отсутствуют рандомизированные клинические исследования по данному вопросу». Тем не менее американской FDA хватило всего лишь двух исследований, показавших улучшение безрецидивной выживаемости, для утверждения пембролизумаба в качестве профилактического средства после удаления почки.

Ингибитор mTOR эверолимус во 2 линии борьбы с распространённым раком почки показал себя неплохо, но не лучше других. В клиническом исследовании EVEREST специалисты Штутгартского онкоцентра Eva Mayr-Stihl и Университетского колледжа Лондона проверили эверолимус на способность сдержать рецидив высокого риска после нефрэктомии. В клиническом эксперименте участвовало 1 545 пациентов с верифицированным почечно-клеточным раком (ПКР), получавших профилактическое лечение эверолимусом в 398 клиниках США с весны 2011 по осень 2016 года.

Пациентов слепым способом разделили на две сравнимые по характеристикам группы, одна в течение 54 недель ежедневно получала 10 мг эверолимуса, вторая – плацебо в аналогичном режиме.

За пятилетку произошло 290 смертей, 18% умерли в группе эверолимуса и 20% из получавших плацебо. Медиана общей выживаемости не была достигнута ни в одной группе, но расчётная выживаемость по прошествии 5 лет составила 87% в группе эверолимуса и 85% в контроле. Безрецидивная выживаемость за контрольный срок практически не различалась – 67% при приёме ингибитора mTOR и 63% при приёме плацебо.

Результат для эверолимуса, не кривя душой, провальный, но препарат спасли сами исследователи, проанализировавшие эффективность в подгруппе очень высокого риска рецидива, которые составили 55% всех пациентов. И, эврика, результат лечения авторы публикации назвали «замечательным» – безрецидивная выживаемость по сравнению с плацебо выросла на 21%.

Как так, если при высоком риске проку нет, почему же при очень высоком его нашли? Так бывает в лекарственной терапии, видимо точек приложения для активности ингибитора mTOR было больше. Каждому препарату в противоопухолевой терапии ищут только его уникальное место, не ставя «крест», наоборот, даже знаменитый The Lancet находит место для размещения статьи.

Первоисточник: https://oncology.ru/specialist/library/reviews/2023/09/11/

Делитесь своими мыслями в комментариях к посту!

Наука
7 млн интересуются