История отечественного авиаконструкторского дела начинается с имени Николай Камов. Гениальный изобретатель родился ровно 121 год назад, 14 сентября 1902-го. Сегодня мы почтим его память и вспомним основные жизненные вехи, а также познакомим вас с самыми значительными разработками изобретателя.
Ранние годы
Семейное древо раскрывает многие тайны родового клана. Родословная Камова позволяет получить сведения о родителях будущего конструктора. Его отцом был учитель словесности, предками которого оказались состоятельные купцы. Мать работала акушеркой. У нее польские корни.
Мальчик родился в Иркутске в сложное время. Но семья с честью выдержала испытания. Родители позаботились о том, чтобы дать сыну хорошее образование и воспитание.
Николай вышел из стен коммерческого училища с золотой медалью и успешно поступил в Томский технологический институт. Его выбор пал на факультет механики.
Дочь Камова – Татьяна – рассказала, что отец был самым молодым студентом. Ему едва исполнилось 16. Однокурсники были гораздо старше.
Но вот в умственном развитии Николай превосходил товарищей. У него была великолепная память. Он с единого раза запоминал лекции и применял теоретические знания на практике.
В дореволюционные годы много внимания уделялось изучению иностранных языков. Николай также знал французский и немецкий языки. Но он редко прибегал к своим знаниям без необходимости.
Отметим, что в детстве будущий авиаконструктор мечтал стать хирургом. Но неожиданно для себя переменил решение, когда увидел аэроплан. Он «заболел» воздухоплаванием. Теперь он думал только об одном: как соорудить специальную машину, позволяющую летать по небесам.
1923-ий год стал знаменательным для Камова. Он блестяще сдал выпускные экзамены и получил диплом. Специалист решил отправиться в столицу. Здесь он устроился на завод «Юнкерс», владельцами которого были немцы.
Выбор был неслучайным. Немцы держали в секрете свои разработки. Они не рассказывали о достижениях в авиационном деле. Выход был один: стать рабочим на секретном предприятии. Знание немецкого языка помогло Камову узнать все хитрости.
Примечательно, что из-за знаний немецкого Камова и уволили с предприятия. Он попал в неприятную ситуацию и заступился за рабочего, которого отчитывало руководство. После этого, ему указали на дверь. Но Николай уже получил нужный опыт.
Изобретения и разработки
Лингвисты точно знают: в русском языке не было слова «вертолет». Народ использовал заимствованную лексическую единицу – геликоптер.
Создатель привычного нам слова и есть Николай Камов. Он стал использовать его при составлении проектных документов, когда совместно с инженером Николаем Скржинским разрабатывал модель своего летательного аппарата.
Речь идет о так называемом автожире. Это летательный аппарат, который для подъемной силы использовал свободно вращающийся несущий винт. Особенность агрегата и стала основой для появления нового слова. Винт вертелся и тем самым создавал необходимые условия для движения.
В годы войны Камов находился в эвакуации. Он не попал на фронт. Прежде всего, авиаконструкторы принимали участие в секретных разработках по созданию военного вооружения. Они требовались в тылу.
Кроме того, у Камова плохо работала рука. Он практически не владел конечностью из-за родовой травмы. Поэтому его не призвали на защиту Родины. Но он выполнил свой долг перед ней, находясь в тылу.
В 1943-м году Николай Ильич вернулся из эвакуации и вскоре представил комиссии свой проект. По словам его дочери, новый летательный агрегат был похож на мотоцикл с сиденьем.
«Отец называл его вертолетом», – вспоминает Татьяна. Она рассказала журналистам о том, что чертёж создавался прямо на табурете. Места в квартире было немного. Инженер раскладывал листы ватмана на стульях и работал над чертежами часами.
Конструкция «Иркутянина» легла в основу всех будущих соосных вертолетов. Первый образец продемонстрировали обществу уже после войны, в 1948-м году.
В Тушино проходил ежегодный фестиваль, посвященный авиации. Тогда же зрители и увидели вертолет, который стал «отцом» всего семейства летательных аппаратов «Камов».
Управлял вертолетом летчик Михаил Гуров. Василий Сталин проявил любопытство к новому агрегату и очень интересовался особенностями конструкции.
За годы жизни Николай Камов создал 7 моделей серии «Камов». Кроме того, он является создателем винтокрыла «КА-22», аэросаней «Север-2», глиссера.
Удивительно талантливый конструктор никогда не сидел без дела. Он постоянно работал и воплощал в жизнь новые идеи. Конечно, он работал не один. Но именно он являлся руководителем проектной группы инженеров.
Последним авиа шедевром Камова стал многоцелевой корабельный всепогодный вертолет Ка-27. Испытания агрегата проходили уже без его участия. Николай Камов умер месяцем раньше.
КА-27 отличается компактностью. Это аккуратный вертолет, оснащенный вертикальными винтами, образующими одно целое. Компактность позволяла разместить аппарат на борту корабля. Остальные летательные агрегаты, которыми располагала советская авиация, не подходили для этих целей.
Под руководством Камова в КБ сложился сильный коллектив, состоявший из опытных и талантливых инженеров-конструкторов. Он стал основателем школы конструирования, проектирования и организации производства серийных вертолетных конструкций.
Власть высоко ценила советского конструктора, механика и инженера. Камов еще при жизни был награжден достойными наградами. Он – обладатель нескольких орденов имени В. Ленина и Красного Знамени. Также он получил звание Героя Социалистического Труда и был награжден государственной премией.
Смерть
Военные годы ни для кого не прошли бесследно. Недоедание, постоянное нервное напряжение, переживания за судьбу близких стали основными причинами болезней тех людей, которые пережили войну. У Николая Ильича обнаружили раковую опухоль. Страдала поджелудочная железа.
Он дал свое согласие на операцию, но во время действий хирурга его сердце остановилось. Николай Камов умер 24 ноября 1973-го года.
Смерть конструктора стала невосполнимой утратой не только для родных и близких, но и для всей страны. Она потеряла гениального разработчика-авиаконструктора.
Николай Ильич похоронен в Москве, на Новодевичьем кладбище. В 2023-м году в родном городе инженера открыли памятник. Он посвящен двум конструкторам: М. Милю и Н. Камову. Автор композиции – Сергей Демков.
Династия авиаконструкторов
Генеалогическое древо семьи Камовых пополняется новыми именами. Примечательно, что Николай Ильич стал основателем трудовой династии. Его дочь и внуки также посвятили себя авиации.
Дочка Татьяна получила диплом МАИ. Она окончила факультет приборостроения и машиностроения. Татьяна Николаевна имеет 40-летний стаж. В основном, она трудилась в ОКБ Сухого.
Внук и даже правнук гениального конструктора пошли по следам своего предка. Они стали авиационными инженерами.
По признанию Татьяны, именно отец настоял на том, чтобы она связала свою жизнь с авиацией. Женщина вспоминает, что мечтала изучать языки и литературу. Но отец так сожалел, что у него только одна дочка и нет сына, что она решила исполнить его мечту. Учеба давалась нелегко, но Таня справилась. И потом ей жалеть о своем выборе не пришлось. Она «втянулась», как и предсказывал отец.
Сын и внук Татьяны пошли в авиацию уже по собственному решению. Их уговаривать не пришлось.
Каким был Камов в жизни?
Эту информацию журналисты получили от Татьяны Камовой. Близкий и родной человек всегда располагает самыми точными сведениями. Дочь поделилась с ними сведениями о том, каким был Камов в жизни.
Она рассказала, что отец был очень веселым и позитивным человеком. Он любил пошутить и побалагурить. У Николая было много друзей и приятелей. Он славился своим гостеприимством и радушием, всегда отворял двери незваным гостям.
А в дом Камовых они приходили довольно часто. Частым визитером был академик Пётр Капица. Он приходил сюда вместе со своей супругой. Семьи дружили.
Михаил Миль, Александр Ивченко, Владимир Баршевский практически не покидали стен дома авиаконструктора. Друзья и коллеги, единомышленники всегда находили, о чем поговорить и что обсудить.
Татьяна вспоминает, как однажды едва не подставила своего отца. Она уже получила диплом, и отец, гордый за дочь, пригласил ее на испытания очередного летательного агрегата. Здесь же присутствовали именитые генералы.
Двое из них сели в летательный аппарат. Николай Камов пригласил сесть в кабинку и дочку. Но Татьяна отказалась, сославшись на то, что ей дорога ее жизнь. Женщина вспоминает, как побледнели генералы, а отец покраснел от стыда.
Но все обошлось. Испытания прошли удачно. Правда, после мероприятия Тане крепко досталось от разгневанного конструктора.
Сохранение памяти о легендарных личностях достигается благодаря воспоминаниям их близких людей. Так, Татьяна Николаевна смогла передать информацию о своем отце и рассказать о нем даже личные сведения.
Сегодня каждый из нас способен создать генеалогическое древо, чтобы увековечить память о предках. Цифровой памятник необходим не только изобретателям или артистам. Самый простой и обычный человек заслуживает того, чтобы о нем помнили потомки.
Завести страницу памяти - это значит увековечить имя дорогого человека. Это своеобразный код жизни. Ведь пока мы храним воспоминания о том, кого любим, он не забыт, а значит жив в сердцах.
Создать и заказать семейное древо можно на сайте Код Памяти. Оставьте своим детям и внукам правдивую информацию о том, кто вам дорог.