Найти в Дзене
ГРАУНД Солянка

«Пропейзаж». Продолжение следует

Как яйцо может вдохновить на написание экспериментальной музыки? Можно ли сделать вандализм искусством? Что будет, если скрестить Древнюю Русь с комиксами? Подборка тиражных работ участников выставки «Пропейзаж», представленных в магазине ГРАУНД Солянки.

«Перепелиное яйцо» Олега Макарова

Иногда самые обычные предметы из бытовой жизни, даже коробки из-под яиц, могут стать художественным высказыванием. Дизайнерам, например, хорошо знакомо создание причудливых форм из влажной «яичной» целлюлозы, при котором используется техника папье-маше и философия ресайклинг-арта. Для композитора Олега Макарова коробка из-под перепелиных яиц стала идеей для создания альбома экспериментальной музыки. Неожиданно выяснилось, что такая коробка идеально подходит по размерам для компакт-диска и, следовательно, может стать оригинальной обложкой. Электронные шумы и полевые записи, сделанные на улицах города и в транспорте, представлены на диске в количестве 18 штук — ровно столько, сколько было яиц в лотке. А поскольку таких упаковок больше не найти в продаже, тираж ограничен несколькими экземплярами. Это, как сказано на упаковке, «уникальный продукт» — настоящий музыкальный самиздат. А также инкубатор смыслов, ведь у слушателя появляется возможность самому выстроить связь между обложкой и содержанием.

-2

По мотивам Сорокина: «Опричная книга» и Blizzard Ярослава Шварцштейна

Тандем художника Ярослава Шварцштейна и писателя Владимира Сорокина — пример уникального творческого союза мастеров слова и графики. Вдохновившись кинематографичностью сорокинской прозы, Шварцштейн создал калейдоскоп ярких образов на основе культовых произведений писателя — «День опричника», «Сахарный Кремль» и «Метель». Маленькие лошади, восставшие мертвецы, киберпанк-опричники, привлекательные великаны и отвратительные карлики населили «Опричную книгу» и альбом Blizzard, в которых билибинская Древняя Русь скрестилась с современными комиксами, а мирискусники — с нуарной графикой «Города грехов». Экземпляры «Опричной книги» (всего 19 штук) были показаны на выставках и разошлись по частным коллекциям, а миру вскоре было явлена книга о создании шедевра. В издании задокументирован кропотливый процесс работы Шварцштейна и Сорокина (писатель создал для книги уникальную каллиграфию), а также приведены эскизы и наброски художника. Альбом Blizzard существует в виде единого зина и отдельных принтов, которые при желании можно дополнить своими образами в духе сорокинской «Метели». Оба проекта — ни в коем случае не иллюстрированные адаптации книг, а самостоятельные произведения искусства.

-3

«Стежки» Вероники Георгиевой и Ольги Левицкой

Мы покупаем записные книжки и блокноты с красивыми обложками, но нередко белые листы внутри так и остаются пустыми. Зин «Стежки», придуманный Вероникой Георгиевой и Ольгой Левицкой, призван избавить своего обладателя от распространенной фобии — боязни белого листа.

Отправной точкой для создания зинов-блокнотов стала вышивка, выполненная Ольгой Левицкой. Стежки внутри — это не выверенные орнаменты или узоры — сканы скорее напоминают штрихи или наброски. Дизайн каждого зина индивидуален: у каждого экземпляра своя обложка, а страницы набраны в уникальном порядке и переплетены вручную. У авторов получился мультифункциональный блокнот, который можно рассматривать и как самостоятельную книгу с артом, и как источник вдохновения для дорисовок и записей. По счастливой случайности, слово «стежки» этимологически восходит к тому же корню, что и слово «достигнуть», так что этот зин непременно должен стать основой творческих достижений!

-4

Работы Ольги Божко

В своих работах Ольга Божко воплощает в реальном мире то, что зачастую трудно выразить словами — цифровое и виртуальное, обдумываемое и забываемое. Чтобы превратить мысли и образы в реальные объекты, художница обращается к вязанию — искусству «рукотворному и архаическому», но имеющему четкую связь с материальной действительностью.

Чувства, которые на душе, иногда тоже бывает сложно выразить словами, но в этом могут помочь ироничные гирлянды «Уныло», «Погано» и «Тошно». Разноцветные растяжки, которые отсылают к как бы веселым праздникам, художница связала вручную крючком из пряжи. Мрачные мысли, как правило, принято утаивать и гнать прочь (вряд ли их можно озвучивать вслух), а вот в работах Божко они предстают во всей своей обезоруживающей искренности. Другие арт-объекты художницы — манящие «Каменные цветки» — тоже выполнены со свойственной автору иронией: отлиты из бетона в деформированном пластиковом стаканчике.

-5

Поэзия и объекты Сергея Катрана

Книги: «Запретные практики», «Признаки жизни», «Лирика», «Поэмы». Объекты

Сергея Катрана нередко называют художником с научным бэкграундом и представителем science art. Но такое определение не должно никого путать: наука зачастую враждебна к парадоксам, а Катран в своих работах, наоборот, стремится выразить и подчеркнуть иррациональную сущность окружающего нас мира. Для этого он использует, во-первых, энтузиазм изобретателя, а во-вторых, научно-исследовательский подход. Художник работает в различных медиа — инсталляция и скультура, аудио- и видео-арт, перформанс и хэппенинг, поэзия.

Сборники экспериментальной поэзии Катрана — это языковой эксперимент, родившийся из попытки соединить несоединимое. Любовь автора к парадоксу и абсурду рождает стихотворные игры разума: одни строчки стихов могут быть составлены из поисковых запросов «Яндекса», другие — из осколков мысли, выдернутых из бессознательного. Увлекшись игрой, читатель вместе с поэтом может освободить мысль и «склеить разбитую чашу мироздания в каком-то новом иррациональном порядке».

Другой проект Катрана — серия ироничных гипсовых бюстов под названием «Поствандализм». Здесь фигуры Наполеона, Вольтера, Сталина, Муссолини и других исторических персонажей художественно облеплены кислотно-ярким силиконом. Кто-то скажет: хулиганская выходка, но на самом деле это акт осознанного поствандализма, культурный эксперимент, который меняет оптику наблюдателя, убирает с гипсовых скульптур все наносные смыслы и позволяет взглянуть на объекты искусства под другим углом.

На выставке «Пропейзаж» до 24 сентября включительно можно увидеть работы этих авторов — видео Сергея Катрана с саундтреком Олега Макарова, инсталляции Ольги Божко, Ярослава Шварцштейна и Вероники Георгиевой.