Найти тему
ИА "Русский ГУП Продакшн"

Невиновный признан судом виновным. Незаконное решение отменено спустя 64 года. Понесут ли ответственность правоохранители за фальсификацию?

Оглавление

Как стало известно, 25 мая 2023 года определением Судебной коллегией по уголовным делам Верховного суда Российской Федерации отменен приговор народного суда первого участка Миякинского района Башкирской АССР от 19 октября 1959 года в отношении Исхакова Ф.Б., а также определение судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда Башкирской АССР от 19 ноября 1959 года, постановление президиума Верховного Суда Башкирской АССР от 18 марта 1988 года в отношении Исхакова Ф.Б. в части осуждения по ст. 19, пп. «а, е» ч. 1 ст. 136 УК РСФСР (в редакции от 1926 года) и определение судебной коллегии по уголовным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 18 июля 2022 года.

Сам Исхаков Ф.Б. провел 13 лет в заключении за преступление, которое не совершал. Невиновному понадобилось 64 года, чтобы добиться справедливости.

Прокуроры и нижестоящие суды не желали обращать внимания на объективные данные, свидетельствующие о не причастности Исхакова Ф.Б. к преступлению, по которому он был осужден ещё в 1959 году.

В ходе следствия и суда первой инстанции установлено, что 29 сентября 1956 года сын потерпевшей Р. - Р. вместе с Исхаковым Ф.Б. и другим лицом были осуждены за кражу меда. Освободился Исхаков Ф.Б. досрочно 19 июня 1958 года.

22 мая 1959 года в ночное время Исхаков Ф.Б. решил отомстить семье Рахматуллина Р. за прежнюю судимость. С этой целью во дворе дома он взял топор и с целью убийства пошел в дом Р. матери Р.

Поскольку в этот момент у дома Р. находилась колхозная молодежь - Б., З., А., Т., то Исхаков Ф.Б. развернулся и ушел. Когда вышеперечисленные лица разошлись, последний с топором и взятой со своего двора проволокой с помощью последней проник в дом, где с целью убийства нанес спящим на нарах Р. её дочери Р. и подруге последней 2-3 удара каждой топором в область головы, после чего вышел во двор, закрыл снаружи дверь на замок и вернулся к себе домой. В результате нанесенных ранений потерпевшие получили тяжкие телесные повреждения и для излечения были доставлены в больницу, где находились длительное время на стационарном лечении, о чем к делу приобщено заключение судебной медицинской экспертизы.

Суд первой инстанции проигнорировал доводы Исхакова Ф.Б. о своей непричастности к совершению преступления, указав, что они полностью опровергаются материалами предварительного следствия и показаниями свидетелей.

Фемида закрыла глаза, приняв за основу доказательства вины Исхакова Ф.Б., сфальсифицированные материалы уголовного дела правоохранительными органами, в том числе и судебно-медицинские экспертизы, которые фактически не проводились. Выводы эксперта о степени тяжести вреда здоровью не соответствовали действительности.

Кроме того, в обоснование виновности Исхакова Ф.Б. органы предварительного расследования и суд также сослались на показания свидетелей Б., З., Т., А. подтвержденными ими на очных ставках, о том, что ночью 22 мая 1959 года они видели Исхакова Ф.Б. на улице у дома потерпевших. Вместе с тем, еще до возбуждения производства по делу в 1990 году, а также в ходе возобновления производства З., Т., и А. в период с 1976 года до 2013 года в своих объяснениях, заявлениях с повинной и при допросах последовательно заявляли, что в 1959 году они оговорили Исхакова Ф.Б. под давлением сотрудников милиции.

В итоге Б., сообщил в прокуратуре о своей причастности к преступлению, добавив, что оговорил Исхакова Ф.Б. под давлением сотрудников милиции.

При последующих допросах Б. подтвердил, что преступление в отношении Р. и Р. совершил он, уточнил, что в доме было темно, что от его действий никто не проснулся, топор оставил в доме, а выходя, закрыл входную дверь на навесной замок. На следующее утро их задержали и за мелкое хулиганство дали 15 суток, в течение которых сотрудники милиции на них давили, угрожали и заставили сказать, что в тот вечер у дома потерпевших они видели Исхакова Ф.Б. Зачем им это было надо, тогда он не понимал. После того как Исхакова Ф.Б. осудили, они все разъехались, он уже боялся признаться, боялся, что его тоже посадят.

Свидетель А. в ходе возобновленного производства по делу также при неоднократных допросах пояснял, что Исхакова Ф.Б. в ту ночь на улице у дома потерпевших они не видели. Такие показания были даны под давлением и в результате уговоров сотрудников милиции и следствия.

Кроме того, судом первой инстанции было проигнорирован факт того, что в ходе предварительного расследования Исхаков Ф.Б. первоначально вину не признавал. Затем на определенном этапе признал, а по окончании расследования и в судебном заседании - вновь отрицал свою причастность.

Исхаков Ф.Б. твердо настаивал, что признательные показания были даны под физическим воздействии сотрудников правоохранительных органов, в частности, конкретного оперуполномоченного, наносившего ему удары по голове рукояткой пистолета.

На противоправные действия сотрудников милиции он писал жалобы, в том числе в прокуратуру, однако его доводы признавались не обоснованными.

Полученные Исхаковым Ф.Б. телесные повреждения обосновали тем, что последний пытался покончить жизнь самоубийством, находясь в КПЗ, самостоятельно нанеся дважды удары головой об угол кирпичной голландки, в результате чего образовались две рваные раны.

Справедливый итог для незаконно осужденного

Уголовное преследование Исхакова Ф.Б. прекращено на основании п. 1 ч. 1 ст. 27 УПК РФ за непричастностью к совершению преступления. За ним признано право на реабилитации.

Правоохранительные органы и судьи первых инстанций

Понесут ли наказание должностные лица за свои противоправные действия и халатность за искалеченную жизнь Исхакова Ф.Б.? Вопрос остается открытым.

В редакции имеются материалы, которые будут опубликованы в последующем в статьях об аналогичных действиях правоохранительных органов и судов.

Выводы делайте сами.

Автор статьи Седой Онегин.

Адрес электронной почты: ia.russia.prod@gmail.com