Найти тему
Политнавигатор

Цена статуса кандидата: Боррель потребовал от Тбилиси изоляции России

На днях грузинскую общественность не на шутку переполошил весьма внезапный визит Верховного представителя ЕС по иностранным делам Жозепа Борреля.

Несмотря на наличие разных версий относительно того, с каким расположением прибыл в страну глава внешнеполитической службы Евросоюза, не подлежит сомнению, что целью рандеву было выяснение отношений между Грузией и ЕС.

Приезд еврокомиссара в столицу Грузии внешне хотя и выглядел спонтанным, однако отнюдь не случайно, что он пришелся на момент крайнего обострения противостояния между различными ветвями властей страны, представители которых упрекают друг друга в расхождениях взглядов на внешнеполитический курс грузинского государства.

Важность момента состоит и в том, что до публикации годового отчета Еврокомиссии о расширении ЕС времени осталось всего ничего. Через пару месяцев же на основе отчета с рекомендациями странам Евросоюза предстоит решить, предоставить или нет Грузии статус кандидата на вступление в ЕС. По всей видимости, основная цель визита Борреля заключалась именно в проверке выполнения условий для получения ею статуса страны-кандидата на присоединение к ЕС.

Как с некоторым сарказмом реагировали рядовые грузины на двухдневный визит Борреля, к нам приехал ревизор!

Относительно настроя последнего к объекту ревизии политическим аналитикам и экспертам вроде не было оставлено широкой возможности для трактовок и интерпретаций. Ведь в интервью еврокомисса накануне визита в Грузию было заявлено, что на пути к Евросоюзу страна должна продолжить реформы, ответственность за выполнение которых лежит, прежде всего, на ее правительстве.

Подчеркнув, что наиболее важно, насколько кандидат на вступление в ЕС поддерживает внешнюю политику последнего. В случае с Грузией глава внешнеполитической службы ЕС указал на отрицательную динамику уровня согласованности внешней политики безопасности. В частности, согласно многозначительному заявлению Борреля, в данный момент этот показатель составляет всего 43%, тогда как еще пару лет назад он превышал 60 %.

«Поскольку внешняя политика ЕС определяется консенсусом, при таком низком уровне согласия «Грузия показывает, что у нее есть потенциал подорвать такой консенсус. И это не то, что государства-члены (ЕС) воспринимают легкомысленно», – заявил в интервью высокопоставленный еврочиновник.

Эти высказывания Борреля послужили поводом для оппозиционно настроенных к правящей силе политикам и экспертам, чтобы оценить приезд еврокомиссара как последнее предупреждение властям относительно выполнения 12 рекомендаций для получения статуса страны-кандидата.

С другой стороны, проправительственные политики дают весьма оптимистические оценки визиту Борреля. Так, Никол Самхарадзе, возглавляющий комитет по внешним связям заявил, что визит еврокомиссара еще больше укрепил надежду на положительное решение вопроса о статусе страны-кандидата в ЕС.

Толчком для столь пафосных высказываний могли послужить заявления брюссельского чиновника, сделанные на пресс-конференции в Тбилиси:

«Никогда не говорите, что Европейский Союз вас бросил, я никогда с этим не соглашусь. Но в то же время я должен сказать, что членство в ЕС основывается на определённых заслугах, на выполнении рекомендаций, и это зависит только от вас».

И хотя у Брюсселя претензий к Тбилиси предостаточно, ему не на руку допустить провал евроинтеграции Грузии, так как тем самым будет преподнесен подарок Москве. Вместе с тем Боррель дал понять грузинскому правительству, что ожидать легких побед на пути евроинтеграции не стоит и призвал «разумно использовать время для проведения реформ».

Следует отметить, что из 12 приоритетов, представленных Евросоюзом, особый акцент европейскими чиновниками ставится на требовании деполяризации. На фоне обострившейся между фактически примкнувшей к радикальным оппозиционным политическим силам президентом Зурабишвили и правительством Гарибашвили конфронтации вопрос приобрел дополнительную актуальность.

-2

В связи с этим грузинский премьер совершенно справедливо отметил, что после определения указанных рекомендаций поляризация «не только не сократилась, а наоборот, усилилась, потому что действующие в Грузии радикальные силы по своей природе, со своим опытом… самые антиевропейские силы пытаются саботировать этот процесс».

О справедливости оценки премьером грузинской оппозиции свидетельствует заявление одного из ее лидеров Георгия Вашадзе:

«Мы не сможем стать полноправным членом Евросоюза, пока страной управляет сотрудничающая с Россией «Грузинская мечта», даже если в конце декабря мы получим статус кандидата. … «Грузинская мечта» – единственное, что стоит на пути европейской интеграции».

Нужно признать, что в оценках еврочиновников и радикальной грузинской оппозиции относительно налаживающихся по отдельным направлениям отношений между Грузией и РФ прослеживается позиция, с которой явно расходится проводимая грузинским правительством прагматическая внешняя политика, имеющая целью экономическое развитие страны и рост благосостояния своих граждан.

-3

На упомянутой пресс-конференции высокопоставленным еврочиновником не случайно было заострено внимание на чрезвычайно важном значении изоляции России. Боррель открыто заявил, что ЕС от своих партнеров, в том числе и от Грузии, ожидает усилий по изоляции России.

-4

Со своей стороны, в Москве визит Борреля был расценен как попытка оправдания намеченных на следующую неделю армяно-американских военных учений и ответ на начало активизации грузинского направления, которому нужно что-то противопоставить на Кавказе.

Фактором, препятствующим Грузии в евроинтеграции и раздражающим не только ЕС, но и весь коллективный Запад, признается аналитиками и стратегическое партнерство Грузии с Китаем, о котором было заявлено в ходе недавнего визита премьера Грузии в Китай. Инициатива глобальной безопасности, которую предлагает Китай, и сотрудничество, намечаемое между Тбилиси и Пекином в рамках этой инициативы, не импонируют западным стратегическим партнерам Грузии. Так, сразу после китайского вояжа Гарибашвили бывший министр обороны Хидашели попыталась предугадать его возможные результаты:

«Грузинское правительство сегодня говорит нам, что устанавливает стратегическое сотрудничество со страной, которая была определена и Евросоюзом, и НАТО как угроза, равносильная российской. Поэтому эта новость ставит нас в очень сложную ситуацию. И прямо можно сказать, что этот шаг направлен на то, чтобы еще больше разозлить европейских политиков как раз накануне принятия решения по статусу кандидата».

Как думают не только аналитики и эксперты, но многие простые грузинские граждане, Запад не может равнодушно взирать на шаги, которые грузинское правительство делает в сторону смягчения отношений с РФ и сближения Тбилиси с Пекином. Обострение же противоречий между политическими силами и разными ветвями власти внутри страны в преддверии решения ЕС по предоставлению Грузии статуса кандидата послужило замечательным поводом для своего рода шантажа правительства Грузии со стороны еврочиновничества.

Боррель же, предпринявший неудачную попытку поприветствовать присутствующую на пресс-конференции публику на грузинском языке, и тем самым расположить ее к себе, вызвал презрение грузинской общественности, которая не скрывает разочарования его заявлениями, расцениваемыми ею как лицемерные и несправедливые.

Автор: Светлана Кондратенькова, Темур Пипия