Найти в Дзене
Полит-НН.Ру

Трудно оспаривать легитимность выборов при явке выше 50 процентов

С некоторых пор в России выборы и подведение их итогов стали относиться к разряду событий, про которые говорят: «они прошли – и забудьте». В полной мере это относится и к выборам сентября 2023 года. Позавчера председатель избирательной комиссии Нижегородской области Красилевская объявила их официальные итоги, сообщила, что они состоялись и признаны легитимными. Убедительную победу в выборах губернатора региона одержал Никитин. Подвергать сомнению легитимность я бы не стал, поскольку явка была более 50 процентов. Но дьявол, как всегда, кроется в деталях. К сожалению, я сейчас не имею полноценного доступа к данным протоколов облизбиркома. Во-первых, потому, что еще не опубликована сводная таблица по всем участкам, как это происходило после всех кампаний. Во-вторых, на сайте применяется некий фильтр. Да, все протоколы можно увидеть, сделать их скан, но при попытке скопировать и перенести куда-то результаты, я получаю вместо цифровых данных какую-то буквенную белиберду. Возникает вопрос: д

С некоторых пор в России выборы и подведение их итогов стали относиться к разряду событий, про которые говорят: «они прошли – и забудьте». В полной мере это относится и к выборам сентября 2023 года.

Позавчера председатель избирательной комиссии Нижегородской области Красилевская объявила их официальные итоги, сообщила, что они состоялись и признаны легитимными. Убедительную победу в выборах губернатора региона одержал Никитин.

Подвергать сомнению легитимность я бы не стал, поскольку явка была более 50 процентов. Но дьявол, как всегда, кроется в деталях. К сожалению, я сейчас не имею полноценного доступа к данным протоколов облизбиркома.

Во-первых, потому, что еще не опубликована сводная таблица по всем участкам, как это происходило после всех кампаний.

Во-вторых, на сайте применяется некий фильтр. Да, все протоколы можно увидеть, сделать их скан, но при попытке скопировать и перенести куда-то результаты, я получаю вместо цифровых данных какую-то буквенную белиберду. Возникает вопрос: для чего и кому это нужно? Что они скрывают? Отмечу, что это не только у нас, то же самое сделано по всем регионам.

Что можно сказать на основе уже имеющихся данных по общему итогу голосования? Поскольку мы являемся свидетелями выборов Никитина второй раз, уместно будет сравнить их результаты с результатами предыдущих.

Никитин получил безусловный прирост в процентах: +15. Но проценты ни о чем не говорят, поскольку в 2018 году не было электронного голосования и, самое главное, не было трехдневного голосования. Поэтому обратим внимание на прирост абсолютного числа голосов, отданных за Никитина. В 2018 году он получил почти 709 тысяч голосов, в этот раз (подчеркнем: за три дня голосования) – 1 миллион 160 тысяч. Прирост – 450 тысяч голосов. Результат более чем убедительный.

В 2018 году у него были те же конкуренты – Егоров от КПРФ и Быков от Партии пенсионеров за социальную справедливость. Быков в прошлый раз получил 27,6 тысячи голосов, в этом году – более 34 тысяч. Прибавка в 7,5 тысяч.

Егоров в 2018 году получил 174 тысячи голосов, а в этом году – 135 тысяч, потеряв 40 тысяч. Связано это может быть с его не очень активной избирательной кампанией, хотя он был в своих избирательных тезисах очень органичен и последователен.

Моя гипотеза состоит в том, что основную прибавку количества голосов – порядка 400 тысяч голосов – Никитин набрал в первые два дня трехдневного голосования. К сожалению, итоги подводятся сразу по трем дням, и мы не можем достоверно узнать, сколько избирателей, когда и как голосовало.

Можно предположить, что сработал эффект использования голосования административно зависимого избирателя, который сказался в первые два дня. Тем более что коммунист Егоров призывал своих сторонников прийти проголосовать именно 10 сентября, и именно вечером.

В 2018 году в голосование на дому приняло участие 12,3 процента избирателей, число недействительных бюллетеней было 1,5 процента. В 2023 году на дому проголосовало уже почти 27 процентов – больше чем в два раза. А доля недействительных бюллетеней сократилась вдвое – 0,7 процента. Это тоже подтверждает предположение, что «правильное» – с точки зрения планировщиков кампании – голосование произошло в первые два дня – 8-9 сентября.

По некоторым публиковавшимся расчетам, доля «аномальных» (связанных с повышенной явкой) голосов в Нижегородской области в 2018 году составила около 40 процентов. Я перепроверил эти цифры и получил сходные результаты.

К сожалению, сейчас получить данные избиркома в пригодном для анализа виде почти невозможно. Поэтому оценить количество аномальных голосов я не могу. Но в том, что они есть, я абсолютно уверен.

Отмечу также, что поведение районных администраций было таким же, как на предыдущих губернаторских выборах. Перечень районов, которые имели бо́льшую явку, примерно тот же, только с явкой процентов на пять выше. А так – те же самые Дивеевский, Починковский и другие районы.

Можно также провести сравнение по явке нынешних выборов и выборов 2021 года, когда избирались депутаты Госдумы и Законодательного собрания. На 18:00 последнего дня голосования в 2023 году она была 49,85 процента, а в 2021 году в то же время Единого дня голосования – 41,6 процента. То есть, явка выросла процентов на восемь. Объясняется это тем, что выборы персоны первого лица поинтереснее, чем выборы депутатов.

Губернаторские выборы основываются на патрон-клиентской форме отношений, где патроном выступает губернатор, а клиентами – все население Нижегородской области. В этом смысле, собственно, и делать-то ничего не надо, кроме как вовремя напоминать о том, что следует выполнить зависимому от патрона клиенту. Что, собственно, и было продемонстрировано в ходе этой кампании.

А все эти актуализации стратегии, призывы «голосовать за будущее» – это все флер и туман, призванный как-то объяснить мобилизацию избирателя.

Виктор Лысов, политолог