Старый орел грустил на вершине горы. Когти его стали не такими острыми, как в молодости. Глаза уже не видели добычу ясно. Опустись он за добычей на землю - неизвестно, поднимется ли…Когда-то, в молодые годы, все было совсем иначе. Стрелой падал он вниз, и никто не мог сравниться с орлом в ловкости и силе.
Он совсем задремал и ему приснилось - как он встретил свою жену. Она кидала с вершины горы камни, и претенденты на ее крылья и сердце должны были ловко поймать их - все до единого. Женщины-орлы бескомпромиссны. Нельзя промахнуться ни разу. И дело вовсе не в женском капризе или прихоти!
Так жена проверяет будущего мужа - сможет ли он поймать маленьких орлят. Ведь не каждый из них взлетает с первого раза - и отец должен успеть поймать ребенка при неудачной попытке.
Да, славное было времечко. Орел поймал все камешки до единого. А потом галантно спустился вниз и вернулся уже с добычей. Так он обзавелся женой, любовью всей его орлиной жизни.
Но ее давно нет с ним. Дети летают где-то в небесах над самыми разными странами. А он один, совсем один. Попробовать ли спуститься еще раз за добычей? Или дождаться, пока он совсем ослабеет, и отдаться воздушным потокам, которые унесут его по воле ветра куда-то к его предкам?
Так размышлял старый орел. Он прекрасно понимал - что даже если ему удастся углядеть себе добычу, то старые когти просто не смогут ее схватить. Поэтому выбор был невелик - либо окончить свою жизнь в последней и скорее всего неудачной охоте, либо отдаться на волю коварным ветрам и не заметить одной из скал, которые можно ловко обогнуть только если ты молод, сыт и полон сил.. а еще обладаешь зоркими глазами.
Он снова и снова погружался в воспоминания. Вот отец подхватывает его, совсем глупого птенца, и спасает от первой неудачной попытки полететь. А вот он первый раз осознает мощь своих крыльев в небе. Кажется, что все небо принадлежит ему. Он просто лежит на нем - а ветры несут его куда он пожелает и подчиняются ему! И кажется, что все возможно. Хотя почему кажется? Все действительно было возможно в молодости!
Однажды застал его первый ураган - ему казалось, что пришел конец. Никак невозможно преодолеть закручивающие воздушные вихри: они просто велят ему рухнуть камнем вниз. Но из последних сил он взмывает выше, выше и выше. И вот уже обиженный ураган только ругается откуда-то снизу обидными для орла словами: мол, нет у тебя никакой силы и в следующий раз я тебя поймаю!
Нет для любого орла ничего обидней предположения, что ему просто повезло. Орлы сильные и смелые. Они точно знают - не будет никакого везения - если не бороться до последнего и не сохранять бесстрашие и дальновидность в любой ситуации.
- Хе-хе-хе, - рассмеялся старый орел. - Ты так и не поймал меня, глупый ураган. Ты не одолел бы меня даже сейчас, когда у меня не осталось ни сил, ни зоркости, но лишь одно бесстрашие.
Ох, не стоило орлу вызывать на бой своего давнего знакомого. Где-то внизу ураган зарокотал в ответ:
- Поглядим, дружище, сдается мне, что встреча со мной окажется для тебя последней. Через полгода я вернусь в ваши края. Обычно я не поднимаюсь так высоко - но на этот раз сделаю исключение и заберу тебя из этого мира, для которого ты слишком стар!
- Ну что ж, ураган, если доживу - буду рад тебя увидеть. Хе-хе-хе! - старый орел даже проснулся от радости. Ведь когда тебе очень много лет - даже враги и завистники начинают тебя бодрить.
Орел стал ждать и готовиться к встрече с ураганом. Никак нельзя ударить в грязь лицом. Небо не так велико, как думают те, кто живет на земле. Стоит тебе победить или проиграть - и слухи об этом моментально разносятся в самые отдаленные уголки воздушного пространства.
Кажется, что сами звезды подглядывают за орлами. Особенно за их недочетами. Стоит немного ошибиться -и все вокруг об этом знают. А вот о победе завистливые звезды могут и вовсе не сообщить.
Хорошо, что есть солнце! Солнце всегда говорит правду. К нему он и обратился за судейством, чтобы никто не смел сказать его потомкам, что в их роду был трус.
- Хе-хе, солнце, ты будешь моим судьей в битве со старым мерзавцем, ураганом? Ты же знаешь, на звезды я полагаться не могу. Слышал, что и ты тоже светило. Но ты ведь наше, родное, справедливое! Не то, что эти чужестранки, которым и дела до меня нет.
- Да, старый орел. Конечно, можешь на меня рассчитывать, - солнце всегда было простым в общении. Не кривлялось и отвечало сразу. Приходило каждый день неизменно и согревало старые крылья. Вот и теперь оно ободряло и поддерживало старого орла с обычным великодушием.
- Спасибо, милостивое солнце!
- Да не за что, орел. Я поддерживало твоего отца, дедушку и прадеда. Знаю всех твоих предков. И уверен, что ты победишь. Но скажи мне, как ты собираешься дожить до битвы с ураганом? Ведь ждать еще целых полгода! А ты за последний месяц ни разу не спускался вниз за добычей.
- Ну, у меня есть план, солнце. Я вырву свои когти о камни. И буду ждать когда отрастут новые. А потом начну тренироваться. Бессмысленно спускаться старому орлу сейчас - ведь я ничего не смогу удержать. А имитировать победу - удел слабых. На это я не буду тратить силы.
- Ты очень смел, дружище-орел! Тогда не медли и начинай сейчас. Иначе тебе просто не дожить ни до новых когтей, ни до битвы с твоим старинным неприятелем.
- Хе-хе, солнце, спасибо за правду! Я даже чувствую себя снова молодым, когда хоть кто-то не разговаривает со мной не как с выжившим из ума стариком. Да, я возьмусь за дело сегодня же. Ждать больше нельзя!
Старому орлу хотелось еще предаваться воспоминаниям о былых победах. Ведь молодые победы так приятно воскрешать в памяти. И внешне они не идут ни в какое сравнение с победами в более позднем возрасте.
Но кто хоть раз испытал победу духа: когда в тебе не осталось ничего кроме веры в счастливую судьбу и бесстрашия - никогда не захочет вспоминать про победы молодости. Потому что молодые победы достигаются за счет силы крыльев и зоркости глаза. Ну, то и другое дано тебе самой жизнью - и нет в том никакой заслуги, когда ты просто пользуешься данными тебе сокровищами.
Но с возрастом любой орел может надеяться только на накопленную внутреннюю силу. Если положиться на нее и на бесстрашие - то она с успехом заменит все дары молодости!
- Да, рано складывать крылья. Не позволю мерзавцу-урагану радоваться моей слабости. Пусть солнце будет моим свидетелем! - с этими словами орел безжалостно вырвал остатки сточенных когтей. Ему было больно и очень страшно!
Знаете, дорогие слушатели притчи, не только у орлов бывают периоды, когда в распоряжении не остается никаких ресурсов кроме накопленного бесстрашия и веры! А жизнь горазда устраивать нам периоды, когда приходится вырывать себе когти. И с возрастом это происходит все чаще. Это не значит, что пришло время сдаться. Просто пришло время для новых побед, в которых тебя несет вперед только внутреннее бесстрашие. И пусть нет ни зорких глаз, ни сильных крыльев - главное, преодолеть внутреннюю дрожь и решиться!
В мудрых книгах часто пишут о победах молодости - таких приятных и романтичных. Но так мало мы знаем о более зрелых победах - когда своей внутренней силой ты меняешь весь мир. И мир, поскрипев и поругавшись - прогибается под тебя и ворчит: “Вот ведь, нашелся умник, который знает древний секрет победы только за счет бесстрашия! А я так старался спрятать этот секрет и выставить всех зрелых и стареющих беспомощными. Я так хотел, чтобы они равнялись только на молодых, притворялись молодыми и не знали о своем ресурсе. Что ж, придется подвинуться…” - так, ворча, плоский мир уступает тебе твое место и ты познаешь победу намного более высокого качества. И тебе уже совсем не хочется предаваться воспоминаниям!”
Речь идет, конечно, не обо всем мире - а только о его внешней плоскости. Именно этот мир немилосерден к стареющим орлам.
Внешний мир очень не хотел бы, чтоб я передал вам этот секрет от старого орла, дорогие слушатели. Но орел рассказал его солнцу в момент наибольшей слабости, когда кровоточили места, на которых уже не было старых когтей и еще не отросли новые; когда орел нарочно сточил о камни свой старый клюв, но новый еще не появился… Когда он очень боялся, что ничего уже не отрастет заново. И когда совсем никого не было рядом. Но в сердце орла звучала мелодия бесстрашия. И никогда он не мог расслышать ее так хорошо, как в момент наибольшей беззащитности там, высоко в горах.
И эту песню орел тоже передал солнцу. А солнце передало эту песню мне вместе с секретом его победы. Вот ее слова. Слушайте и пойте на мелодию собственного сердца:
Хе-хе! Ни когтей, ни клюва у старого орла!
Хе-хе! Была сила молодости, да она безвозвратно ушла.
Но старый орел не сдается. Все заново он отрастит.
В том он перед солнцем клянется.
И песня орла им поется
На сердца бесстрашный мотив!
Хе-хе! Ни когтей и ни клюва у старого орла!
Хе-хе! Была сила молодости, да она безвозвратно ушла.
Но старый орел не сдается. Пусть мир под него прогнется.
Дурной ураган пусть смеется. Все громче бесстрашный мотив.
Хе-хе! Не нужно когтей!
Клюв, зоркий глаз, прощай!
Вот только бесстрашие сердца,
меня ты не покидай!
Да, старый орел не сдается. Все заново он отрастит.
В том он перед солнцем клянется.
О том и вся песня поется
На сердца бесстрашный мотив!
Я постарался для вас передать смысл этого боевого клекота как можно точнее. Оно пронизано поддержкой солнца на рассвете, древними загадками возрождения смысла и бесстрашием. И хоть ветер пытался сбить меня и внушить, что старый орел просто сошел с ума - но я ему не поверил. Наверняка, ветер действовал по заданию давнего противника орла - урагана.
Итак, старый орел каждый день пел эту песню. А солнце согревало его снаружи. Бесстрашие согревало изнутри.
Вообще, знаете, орлам легче, чем людям. Они понимают, что каждый момент надо делать выбор в сторону смелости, а не страхов. Потому каждый орленок не только копит собственную смелость, но и получает большую такую порцию бесстрашия от предков.
А вот мы, люди, часто можем позволить себе расклеиться надолго. Бывает, что даже гордимся тем, что ничего не собираемся менять, хотя все нас не устраивает и даже становится откровенно опасным. Но мы не виноваты. Говорю же, плоское измерение мира на пару с мерзавцем-ураганом спрятало от нас древний секрет бесстрашия. Вот мы и копим в себе страхи, сожаления. Вот и связываем все самое лучшее только с молодостью.
Хорошо, что солнце передало мне секрет орла. Вы услышите мою притчу и не будете слушать бред плоского маразматика-мира, который будет уверять, что пытаться бесполезно и все шансы упущены.
- Но ведь я первый из своих предков за долгое время начну копить бесстрашие? Разве это поможет? - спросите вы меня.
- Конечно! Обязательно! Сами подумайте - конкуренции в этой нише никакой! Вы подвинете плоский мир и начнете жить в более глубоком. И этого будет достаточно, чтоб другие люди почувствовали - это возможно!
Вот только очень страшно какое-то время ждать, пока заново отрастают клюв и когти. И сложно пережить период, когда долгое время ничего не получается. Но так нужно!
Вот и наш старый орел стал замечать, что на месте ран начинают появляться новые острые коготки. И он уже не шамкал, когда пел свою песню солнцу - значит, какой-никакой клюв тоже появился.
В один день к нему само пришло решение - надо лететь вниз и добыть себе еды. Это одно из преимуществ возраста - не надо думать - решение просто приходит к тебе само - будто рыба клюнула на удочку, которую ты просто держишь в руках.
Именно с рыбы и начал наш орел. Он спустился к океану. Тот на счастье был спокоен. И совсем не сложно было прицелиться и впиться в серебристую стремительно мелькающую спину. Орел видел ее даже не столько глазами, сколько просто почувствовал. И вот уже в его клюве извивается живая рыбья плоть.
Ему повезло: целый косяк серебристых спин перемещался куда-то на юг. Так что куда ни ткни клювом - будет тебе обед. Раньше он никогда бы не опустился до столь ничтожной добычи как рыба. И выбрал бы что-то посолиднее - хотя бы зайца. Но сейчас выздоравливающем пенсионеру-орлу было не до рассуждений.
Поэтому он с удовольствием проглотил несколько рыбешек. И одну прихватил с собой в одинокое жилище.
- Ага, хоть и плохо, но работают новые клюв и когти. По орлиному телу начала разливаться не только внутренняя, но и физическая смелость!
На следующий день он решил не менять то, что сработало. Орел снова полетел к океану. Пришлось повозиться подольше - ни одного рыбьего косяка он не увидел. Но в итоге удалось поймать довольно крупную рыбину. И орел был даже рад, что удалось размять крылья как следует.
Когда он вернулся к себе - он смертельно устал, но был очень собой доволен. Нет, он не стал в одночасье молодым и сильным. Но малейший сдвиг к лучшему отзывался радостью в его сердце и подтверждал его право на победу.
Через неделю он стал так уверен в себе, что залетел к старому другу, который был совсем без сил и предавался воспоминаниям о молодости.
- Привет, дружище! Я тебе раздобыл немного еды. - приветствовал он друга. И очень удивил его.
- Ты старше меня. Думал, что твои перья уже носит по свету, а душа отправилась к праорлам, - сказал друг.
- Ну нет, через пару месяцев я еще собираюсь сразиться с ураганом. Вот, готовлюсь! Пока дела идут не очень. Но решил навестить тебя. - бодро сообщил старый орел.
Ему было очень приятно что-то сделать для верного товарища, с которым они не раз пересекались в небе и махали друг другу приветственно крылом. Ведь когда ты начинаешь что-то хотя бы немного делать для других (пусть и мелочь) - это означает, что ты наставник. А наставник - всегда сильный.
- Слушай, может, и мне тряхнуть стариной. Я тоже хочу посмотреть на твою битву с ураганом и даже помочь. До того, как ты прилетел - я только и делал, что спал и вспоминал. Но теперь вижу - есть кое-что поинтереснее. Я тоже заново отращу когти и клюв. Тем более ты подкрепил мои силы едой! - сказал друг.
- Конечно! Не медли, друг. Буду залетать к тебе почти каждый день. Тебе будет легче, чем мне. - сказал старый орел чуть более молодому другу. Он прекрасно знал, что тот не успеет отрастить когти и клюв к битве с ураганом. Но зачем говорить ему это сейчас - пусть почувствует бодрость предстоящей битвы.
Через месяц старый орел впервый поймал зайца. Через два - прыткого горного козла. И все это время он разговаривал с солнцем и залетал к старому другу. Глаза его по-прежнему видели неважно, но зато включился внутренний голос, благодаря которому он всегда знал - куда и когда лететь.
И вот уже завтра должен был наступить решающий день поединка с ураганом. Тот яростно завывал и издалека приближаюсь выкрикивал всякие гнусные ругательства. Урагану было очень обидно, что орел вообще дожил до этой битвы. Ураган хоть и был глуп, но понимал, что сам и дал орлу силы жить, сам его и раздразнил. Получается, благодаря его злости этот старый орел, его противник, все еще жив и даже смеет его не бояться.
Что до орла - он был спокоен. Ему было не важно - победит ли он. Прогнозы только отнимают силы. А их у орла было не так много - и разумнее было потратить их на отдых перед битвой. Потому голова орла бы так пуста, что в ней звенела рассветная тишина. Он сделал все что смог и продолжит это делать - а там уж как сложится. Главное - не расплескать бесстрашие. Тогда у него есть все шансы победить.
Старому орлу все это казалось скорее игрой, результат которой не важен. Он славно провел эти полгода подготовки к битве. Поговорил с другом. Впитал в себя поддержку солнца. Снова почувствовал в своих когтях добычу. Увидел с детства знакомые места. Разве этого мало? О нет, это очень много.
Так что этим утром орел мысленно сказал в ответ яростному урагану: “Хе-хе, ураган, спасибо тебе - это ты подарил мне силы тем, что принял вызов. Это мой вызов - значит, я с ним справлюсь! И мне не помешает какой-то злобный карлик!”
Орел не преувеличивал - с высоты ему и правда ураган казался очень маленьким. Но дело было не только в том, что он привык все видеть с расстояния полета. Вообще, когда в твоем сердце бесстрашие, ты перестаешь бояться всего злого и тем более яростного. Известное дело - чем больше таких эмоций - тем меньше сил. А кто будет бояться противника, который сам себя ослабляет по глупости? Уж точно не старый орел! Так что чем злее ругается ураган - тем лучше для старого орла!
Смелая птица ждала своего противника как обычной утренней прогулки. И когда орел почувствовал, что тот поднимается все выше - не стал ждать и полетел ему навстречу.
Ничего не было видно - но старый орел не переживал. Он ведь и так давно утратил остроту зрения.
Опаснее было не вписаться в нужный воздушный поток. Ураган все силился швырнуть его о скалы или увлечь за собой вниз. Но думать было бесполезно. Орел решил сохранить в голове звеняющую рассветную тишину. И просто ждал, когда решения приходили к нему сами и следовал им.
- Сейчас направо, еще немного, хорошо, - говорил внутренний голос. И орел слушался его.
- Теперь аккуратно. Держись изо всех сил. Всего 10 секунд - и вихрь минует, - приходит ответ. Старый орел снова слышал его и делал, как тот подсказывал.
В его голове давно не было лишних мыслей. Потому легко было слушать эти подсказки. Он давно научился их различать.
Иногда в его голове начинал орать страх, но отличить его голос было легко.
- Все бесполезно! Ты же видишь, победить просто невозможно, - пытался уговорить и запугать его одновременно слуга плоского мира и соратник урагана.
Но кто же будет в своем уме слушать назойливого и истерично вопящего неприятеля, когда гораздо веселее слушать дружественный внутренней голос бесстрашия.
Старый орел совсем потерял счет времени. Он представлял, как одержит победу и будет вести долгую интересную беседу со своим другом. А еще похвастается солнцу. Вообще, считается, что хвастаться не очень хорошо. Но так думают только молодые. А в старости очень даже здорово поделиться заслугами с теми, кто может их оценить! Друг, наверное, ждет его. Сегодня он не смог полететь с ним. Он еще не окреп. Хотя старый орел заранее знал, что тот не успеет подготовиться к битве с ураганом. Но не хотел его расстраивать. Ничего, друг еще не так стар. И впереди у него много битв.
От этих мыслей орла отвлекла тишина. Странно. Но вокруг уже не было никакого урагана. Он ругался и злился. И быстро истратил на это все силы. А орел сам того не осознавая поднялся очень высоко - так что за ним было просто не угнаться. Крылья болели. Но это было приятное ощущение.
В небе все еще стояло солнце. Оно все видело. И ободряюще улыбалось.
С тех пор старый орел больше не слышал про ураган. То ли тот с позором убрался, то ли погубил себя собственной завистью и злостью. Или, может, плоский мир больше не решается с ним сражаться.
- Но на всякий случай я буду начеку, брат, - так говорил он своему другу. Тот уже был почти готов к полетам. Скоро они вместе будут охотиться и подбадривать друг друга. Когда есть два старых орла, которых боится даже ураган, летается еще просторнее…
Хотя что я вам рассказываю - когда-нибудь вы испытаете это сами. А секреты старого орла вам в помощь!
А плоский мир со своими страхами, ураганами и сожалениями о молодости пусть подвинется - что еще ему остается… Только издалека и может пугать! Пусть себе ругается - чем быстрее истратит свои силы, тем нам лучше.
© Виктория Белозерова, 2023