Найти тему

Студент против искусственного интеллекта: кто умнее?

Оглавление

В последнее время ChatGPT прочно закрепил свое место в пантеоне звезд генеративного искусственного интеллекта, однако ученые и инженеры занимались такими системами гораздо раньше его взлета в массовую популярность. Подтверждением этому служит работа психометриков из Инобра, которые сумели разработать инструмент на основе AI для генерации тестовых заданий по русскому языку. Такая автоматизация представляется крайне актуальной, ведь ручное создание множественных вариантов текстов — это исключительно трудоемкий и времязатратный процесс.

На сегодняшний день появляется все больше и больше технологических решений, призванных облегчить жизнь педагогов и учащихся. Интересное обсуждение этих инноваций прошло на Ясинской конференции, где эксперты делились своими мыслями о развитии таких систем и о проблемах, которые могут затруднить их широкое внедрение в образовательный процесс.

Кто бы мог подумать, что машины научатся сочинять? Вот и сказка становится реальностью!

Вспомните этот образ: городская улица, свежевыпавший снег, и на его чистом холсте - упавшая птица с крыльями, словно отпечатками в снежной пухе. Подходя ближе, можно наблюдать дрожащее дыхание пернатого. И внезапно, после короткого момента статики, птица решительно взмывает в небо. Этот яркий и запоминающийся образ был создан не человеком, а результатом работы модели ruGPT-3L, представленной командой из Сбербанка.

-2

Теперь представьте, что такой же мощный инструмент используется в образовательной сфере. Специалисты из Инобра и ученые с магистерской программы "Обучение и оценивание как наука" объединили свои усилия, чтобы адаптировать модель к потребностям современного образования.

Они доработали её, научив создавать учебные тексты, которые внешне различны, но схожи по содержанию и структуре. Это гарантирует уникальность каждого задания и одновременно сохраняет стандарты проверки знаний.

-3

Суть инновации в том, что каждый текст, созданный системой, будет уникален, исключая возможность заранее подготовиться к экзамену или списать. В то же время, содержание текста и проверяемые им знания останутся неизменными, что позволит эффективно оценить уровень подготовки каждого ученика. Это открывает новые горизонты для современного образования и демонстрирует потенциал технологий в этой сфере.

Кто же умнее?

Хотя начальные этапы внедрения этой инновации уже пройдены, работа над проектом далека от завершения. Эксперты уделяют особое внимание тонкой настройке системы критериев. Они анализируют, как гарантировать, что разнообразные задания реально оценивают одинаковые навыки и знания, соответствуют требованиям и не являются чересчур простыми или сложными для определенной возрастной категории.

-4

Проект не обошел стороной и широкие общественные дискуссии. На одной из конференций вопросы, касающиеся применения AI в образовании, стали предметом живого этического обсуждения.

Алина Иванова, которая занимает высокую позицию в ЦПИО и была председателем круглого стола, поделилась своим взглядом на сложившуюся ситуацию: "Основной диспут касался правдоподобности генерируемых текстов.

Какие предметы особенно чувствительны к правдивости содержания, и какие менее? Взять, к примеру, русский язык или чтение: насколько здесь важна достоверность содержания? Можем ли мы считать любой текст, даже явно вымышленный, приемлемым с педагогической точки зрения?"

-5

Вопросы эти сложны, и их решение требует объединения усилий как специалистов в области образования, так и экспертов в области этики и философии.

Игра в тест

Инновации и передовые технологии все больше интегрируются в мир образования, преображая подходы к оценке и измерению учебных достижений. При этом, на первый план выходит не просто знание фактов, но и умение использовать это знание в практической деятельности.

-6

Центральный этап в создании эффективных и надежных тестов — это их разработка. С прогрессом технологий появились инновационные формы тестирования, такие как CPBA и GBA, которые, благодаря своей интерактивности, не только тестируют, но и увлекают ученика.

Именно в такой динамичной и интерактивной среде происходит процесс оценки, который, в свою очередь, стимулирует создание новых методов сбора и анализа данных.

Проект, проводимый ЦПИО, — яркий пример этой эволюции. Задача заключается в измерении цифровой грамотности. Но вместо традиционных заданий, ученикам предлагаются реалистичные сценарии, симулирующие реальные цифровые задачи и ситуации. Это не только повышает мотивацию учащихся, но и делает процесс оценки более приближенным к реальной жизни.

-7

Особенность нового метода заключается в применении метода доказательной аргументации, что позволяет выстроить универсальную модель для оценки цифровой грамотности различных групп. Так, разработка нового теста для другой возрастной категории требует лишь корректировки контекста заданий. Такой подход делает процесс обновления и адаптации тестов куда более гибким и эффективным.

В целом, мы стоим на пороге новой эры в сфере образования, где передовые методы и технологии в корне меняют наше представление о том, как создавать и проводить тесты.

До последней опечатки

В эпоху цифровизации и автоматизации многих процессов, сфера образования не остается в стороне. Одна из актуальных задач — автоматическая проверка текстовых ответов учеников, и, как показывает опыт, эта проблема гораздо сложнее, чем может показаться на первый взгляд.

-8

На одном из недавних докладов внимание уделили особенностям автоматической проверки открытых заданий, где ответ не сводится к выбору из предложенных вариантов, но требует самостоятельного формулирования мысли.

В качестве иллюстративного примера приводился инструмент «Прогресс» от Инобры. Этот инструмент предназначен для оценки базовых навыков учащихся 3-4 классов в различных областях: от математики до языковой грамотности.

Особое внимание было уделено заданиям различной сложности. Например, короткие вопросы, требующие конкретного однословного ответа, наподобие "где родина попугая жако?". Такие задания выглядят просто, но что, если ученик допустит опечатку или использует синоним? Комплекснее становится задача при проверке более развернутых ответов, где ученику предлагается размышлять и аргументировать свои мысли.

-9

А что если задача еще сложнее? Например, придется ответить на вопрос, основываясь на прочитанной информации. Так, после чтения статьи о морских свинках, детям предлагалось дать советы по их содержанию. В этом случае правильный ответ включает в себя ряд конкретных рекомендаций, связанных с учетом естественных потребностей животного.

Все эти нюансы делают процесс автоматической проверки открытых заданий настоящим вызовом для разработчиков и педагогов. Но благодаря инновациям и современным технологиям, возможности в этой области продолжают расширяться, предоставляя новые перспективы для совершенствования образовательного процесса.

ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ на мой YouTube канал!

Ставьте ПАЛЕЦ ВВЕРХ и ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ на Дзен канал.

Читайте также:

Страшный мир без антибиотиков: сможет ли выжить человек со 100%-й резистентностью?

Необычные законы современного Израиля. Часть 1

Дресс-код в Чечне: пять советов гостям республики

Как советским гражданам «впаривали» ненужные товары в магазинах

Непростительная грубость: необычные неприличные жесты