С учетом бюрократических заморочек при получении разрешительных документов на въезд, уместно задать вопрос, а может ли Минтранс решить проблемы перевозчиков? Так ли это нужно в конце-концов?
Давайте разбираться!
В чем проблема?
Логистика - это отрасль беспокойная. Пока одни проблемы худо-бедно решаются, еще с миллион возникает следом. Очередным вызовом стали накладки с получением рабочих виз для водителей российских фур. Эта накладка вышла на уровень Минтранса России.
В настоящее время в КНР оформляют визы только для водителей из приграничных с поднебесной территорий. Если водитель приехал из другого региона, то путь в Китай ему заказан. Более того, китайская сторона без каких-либо ссылок на официальные документы не пускает российские грузовики вглубь своей территории. В Ассоциации международных автомобильных перевозчиков (АСМАП) настаивают, чтобы Минтранс решал эти насущные проблемы в рамках межгосударственной комиссии по вопросам транспорта.
Замдиректора департамента госполитики в области автомобильного и городского пассажирского транспорта Минтранса РФ Андрей Енин подтвердил, что проблема существует. Чиновник отметил, что Пекин пока регистрирует для въезда на свою территорию граждан РФ из сопредельных районов. Если ТК, к примеру, из Москвы, то шанс ее фур попасть в поднебесную равен нулю. Не помогут никакие усилия даже на уровне консульств КНР в России.
В настоящее время российская сторона предложила внести поправки в соглашение об облегчении поездок граждан двух стран от 2013 года. Протокол разногласий проходит финальную правку, но документ начнет действовать лишь после его ратификации. Так, прошлая версия была подписана Москвой лишь через год - в марте 2014 года.
Текущая редакция соглашения предусматривает оформление многократных виз лишь водителям из приграничных с КНР территорий. новая версия предлагаете такое ограничение снять.
Эту проблему, кстати, обсуждили 7–8 сентября участники заседании рабочей группы по автотранспорту и автомобильным дорогам подкомиссии по сотрудничеству в области транспорта между КНР и Россией, уточнили в Минтрансе РФ.
И еще вагон других сложностей
Мешает более интенсивному транспортному сообщению РФ и Китая нежелание чиновников в Пекине пускать российские и белорусские машины вглубь своей территории.
Эксперты АСМАП считают, что возможность попасть на склады производителей существенно бы улучшил процесс логистики. Сейчас этот вопрос зависит от наличия у российской компании китайского партнера, который бы лоббировал интересы своего контрагента, подчеркивает замгендиректора, глава департамента организации перевозок АСМАП Евгений Антипов.
Эксперт предположил, что китайская система фотовидеофиксации нарушений ПДД не готова к работе с российскими и белорусскими регистрационными номерами.
Подозрение, что часть полномочий как раз-таки в сфере разрешения проезда отдана на откуп местным чиновникам, выразил директор грузоперевозчика «Рустранс-спедишн» Кондратий Гайкевич. Получается, что в каждой провинции есть свои номенклатуры грузов, которые можно перевозить, и бесшовной перевозки не получается в принципе. Москве следовало бы оговорить эти моменты с Пекином, посетовал топ-менеджер.
Пандемия
На фоне всего вышеперечисленного снижения товарооборота не наблюдается. Согласно статистике ФТС РФ за первые шесть месяцев 2023 года из КНР в Россию и обратно перевезли 1,8 млн тонн грузов. Соотношение импорта/экспорта 86,2% (1,62 млн т) и 13,8% (0,26 млн т) соответственно.
До конца года Минтранс ожидает 3,5 млн тонн груза. К тому же большинство отечественных логистических сервисов не ездят по территории КНР.
Менеджер группы регионального развития по клиентскому сервису СДЭК Денис Жуков уточнил, что в Китае груз везет китайская же машина, а уже на границе товар перехватывает российская фура.
Схема перецепки грузов возникла в пандемию, но все еще продолжает действовать в рамках 2023 года, резюмирует глава бизнес-юнита ПЭК: GLOBAL Антон Буянов.
Пандемийные ограничения сняты Китаем лишь в 2023 году, да и поездка по поднебесной является не таким уж и дешевым удовольствием. Лучше оставить схему с перегрузкой или перецепкой товара на границе, рассуждает эксперт.
При этом отсутствие препонов на въезд в КНР будет связана с оформлением визы (а это пакеты документов), плюсом нужно будет подтвердить отсутствие нарушений ПДД в КНР.
Все не так очевидно, как обычно.
Желаем всем терпения и удачи!