Сравниваем литературу Анджея Сапковского, проекты CD Projekt RED и Netflix и приходим мнению, что впору говорить о существовании трех разных вселенных.
Шоураннер сериала «Ведьмак» Лорен Шмидт Хиссрич рассказывала, что при работе над проектом ее команда не ориентировалась на популярную серию компьютерных игр про Геральта, а брала за основу только литературный первоисточник. Тем не менее, ко второму сезону «Ведьмак» от Netflix вообще пошел своим путем, преподнеся немало сюрпризов даже тем, кто наизусть знает книги Анджея Сапковского. Обозреватель «Вокруг ТВ» рассказывает про основные отличия сериала от видеоигр и литературного цикла.
Образ Геральта
В книгах Сапковского Геральт из Ривии описывается как высокий и худощавый мужчина с неприятным лицом, который, согласно свидетельствам Лютика, зачастую бывает одет в лохмотья. Это совсем не вяжется с тем, что мы видим в сериале: герой Генри Кавилла обладает привлекательной внешностью и в тех сценах, где он предстает с голым торсом, зрители имеют возможность полюбоваться бугрящимися мышцами ведьмака. Кроме того, Геральт из сериала носит новенькую, с иголочки, кожаную броню или другую чистую и опрятную одежду.
В игре «Ведьмак 3: Дикая Охота» (последней и самой популярной из всей франшизы) Геральт также достаточно хорош собой. Но, в отличие от сериала, где он гладко выбрит или ходит с двухдневной щетиной, в игре Белый Волк отрастил окладистую бороду. В обносках его также не застать, ведь каждый игрок считает своим долгом приодеть Геральта в лучшую броню. Стоит отметить, что в книгах ведьмак нередко страдает от нехватки денег и возмущается, что за убитых чудовищ платят слишком мало, однако в сериале и тем более в играх у Геральта обычно вдосталь чеканной монеты.
Образ Цири
В сериале от Netflix принцесса Цирилла в исполнении Фрейи Аллан значительно старше, чем ее прототип. В книгах Геральт впервые встретил Цири, когда ей было всего 11 лет, и свой двенадцатый день рождения принцесса встретила уже в Каэр Морхене, среди ведьмаков. Магический дар Цириллы в сериале тоже выражен более явно — в первоисточнике она периодически впадает в транс или видит странные сны, но не ломает своим криком стены. Сюжетная линия Цири также имеет отличия — например, в зачарованный лес Брокилон, где обитают дриады, в книгах она попадает вместе с Геральтом, и ни с каким темнокожим эльфом Дарой (Уилсон Раджу-Пухальте) никогда не встречается.
Действие видеоигры «Ведьмак 3: Дикая охота», в которой впервые появляется Цирилла, происходит уже после событий литературного цикла (и, соответственно, сериала), так что Цири здесь взрослая (на вид ей двадцать с небольшим лет). Она уверенно владеет как мечом, так и магией, может постоять за себя и справиться с любым чудовищем.
Поведение и судьбы ведьмаков
Товарищи Геральта по ремеслу показаны в сериале как грубые и неотесанные мужланы. Эскель (Бэзил Айденбенц) закатывает в Каэр Морхене вечеринку с участием женщин с пониженной социальной ответственностью, а Ламберт (Пол Бульон) берет Цири «на слабо» и провоцирует не имеющую какой-либо подготовки девушку отправиться проходить Тропу — смертельно опасную полосу препятствий, которая нелегко дается даже опытным охотникам на монстров.
В книгах и играх же ведьмаки вызывают гораздо больше симпатии. Если Геральт становится для Цири кем-то вроде отца, то Эскель, Койон и Ламберт выступают кем-то вроде старших братьев — они могут подтрунивать над принцессой, но не подвергать ее жизнь опасности. И уж конечно же, они не стали бы приводить в Каэр Морхен, местоположение которого является тщательно охраняемым секретом, посторонних. Если бы каждая «ночная бабочка» в окрестностях знала путь до ведьмачьей цитадели, Риенсу (Крис Фултон) не пришлось бы пытать Лютика (Джои Бэти) — он просто спросил бы дорогу у любой «жрицы любви»!
Сильнее всего в сериале досталось бедолаге Эскелю. Он описывается как матерый ведьмак, не уступающий в плане опыта и навыков Геральту, однако в сериале Эскель даже не думает о том, что нужно как-то обработать причиняющую ему неудобства рану после возвращения в Каэр Морхен. Из-за этой ошибки Эскель погибает в той же серии, в которой появляется — а ведь и в книгах, и в играх он спокойно доживает до финала. Зато в компьютерном «Ведьмаке» при определенном раскладе мог умереть Ламберт (а Весемир умирал вне зависимости от действий игрока). Кроме того, унесшего жизни множества ведьмаков побоища в Каэр Морхене, показанного в финале второго сезона сериала, не было ни в играх, ни в литературной саге.
Во всех своих версиях ведьмаки обречены на вымирание из-за того, что сложный алхимический процесс, необходимый для создания новых охотников на чудовищ был утрачен после нападения разгневанных простолюдинов на Каэр Морхен, однако в сериале выясняется, что мутаген, который применялся для превращения детей в ведьмаков, имел в своем составе Старшую кровь — ту самую, что течет в жилах Цири. Таким образом, появление девушки дало Весемиру (Ким Бодния) надежду на восстановление былой численности его подопечных, но вместе с тем поставило перед зрителями новые вопросы — например, решительно непонятно, откуда брали столь редкий и ценный ингредиент предыдущие поколения ведьмаков, создавшие Геральта и самого Весемира.
Видеоигры «Ведьмак 2: Убийцы Королей» и «Ведьмак 3: Дикая Охота» значительно дополняют созданный Анджеем Сапковским канон и рассказывают, что помимо Каэр Морхена ранее существовали иные замки, где другие школы охотников на монстров тренировались по-своему. Ведьмаки школы Медведя, например, не чурались использования тяжелых доспехов, а представители школы Змеи часто сражались двумя короткими клинками. В сериале от Netflix эти альтернативные течения не упоминаются, но возможно мы услышим о них что-нибудь в приквеле «Ведьмак: Происхождение».
Образы чародеек
В мире, описанном Анджеем Сапковским, чародейки служат советницами при дворах королей Севера, но при этом многие из них по сути выступают «серыми кардиналами» и во многом определяют политику вверенных им государств. Для поддержания престижа школы чародеек Аретузы ее выпускницам при помощи магии исправляли любые дефекты внешности — так что все волшебницы обладали редкой, изысканной красотой. В играх от CD Projekt RED эту особенность постарались передать — Трисс Меригольд, Йеннифэр из Венгерберга, Филиппа Эйльхарти Фрингилья Виго выглядят как супермодели, носят достаточно откровенные наряды, подчеркивающие их внешние данные, и умело используют свою красоту, чтобы манипулировать окружающими.
Вероятно в рамках борьбы с объективацией женщин в сериале от Netflix чародеек одели в гораздо менее соблазнительные платья. Подбор актрис также вызвал у некоторых зрителей недовольство. Конечно, красота — понятие субъективное, но когда обычная «жрица любви» с ведьмачьей вечеринки выглядит более женственно и эффектно, чем волшебница, в чьем распоряжении все достижения магической пластической хирургии, поневоле возникают вопросы к кастинг-директору.
Образ Нильфгаарда
Многие поклонники книг о ведьмаке полагают, что Анджей Сапковский, будучи поляком, писал о Нильфгаардской империи, держа в уме Священную Римскую империю германской нации, которая, с одной стороны, вела агрессивную завоевательную политику, но с другой — несла на покоренные земли порядок и цивилизацию. Сапковский и сам подчеркивал, что Нильфгаард в его произведениях не является Империей Зла, где живут орки и правит Темный властелин. Мир «Ведьмака» приближен к нашему. Солдаты Нильфгаарда выписаны в книге в качестве антагонистов и порой они совершают неблаговидные поступки (убивают мирных жителей, грабят поселения), но они совершают это не из-за того, что движимы злобой, а просто потому что такова природа войны. Император Эмгыр вар Эмрейс напал на северные королевства не для того, чтобы сеять смерть и разрушения, а для достижения конкретных политических и экономических целей.
В сериале от Netflix нам также пытаются показать, что Нильфгаард — не абсолютное зло. Фрингилья Виго (Мими Ндивени) в разговоре с Францеской Финдабаир (Месия Симсон) подчеркивает, что на землях, покоренных войсками императора, торжествуют закон и порядок. При этом если в книгах поданные Эмгыра относятся к нему как к авторитарному лидеру, обладающему абсолютной властью и непререкаемым авторитетом, то в сериале в Нильфгаарде установлена теократия, то есть император воспринимается как мессианская фигура, обладающая почти божественным статусом. Фрингилья и Кагыр (Имон Фаррен) говорят о нем с придыханием и опасаются лишний раз назвать Эмгыра по имени. Значительная часть офицеров Нильфгаарда — религиозные фанатики, готовые пойти на любое военное преступление ради своего священного вождя.
В заключение хотелось бы отметить, что сериал «Ведьмак» ни в коем случае не обязан дословно повторять сюжет книг Анджея Сапковского. Более того, это не всегда возможно, ведь у литературной саги и фэнтези-сериала разные темпы повествования, свои жанровые условности и ограничения. Создатели трилогии видеоигр про Геральта смогли показать, что вполне реально написать собственную историю про ведьмака, которая понравится фанатам первоисточника. Уважение к оригиналу — это важно, но не стоит относиться к нему как к священному писанию, которое нельзя изменить ни на йоту. Вопрос скорее в том, что подобные изменения должны дополнять и расширять мир «Ведьмака», а не рушить его логику. Шоураннер Лорен Шмидт Хиссрич доказала, что умеет прислушиваться к своей аудитории. Фанатов невозможно полностью удовлетворить, и все же, будет здорово, если к третьему сезону «Ведьмак» от Netflix научится непротиворечиво сочетать в рамках одного сюжета собственные идеи и наработки Сапковского — так, как это сделано в играх.