Продолжаем тему семьи в искусстве! Сегодня в рубрике “Вдохновение” - великолепное полотно из коллекции Третьяковской галереи, картина Алексея Венецианова “Сенокос”(середина 1820-х).
Алексей Венецианов считается основателем жанра русской бытовой живописи, однако писал он довольно редко. Несмотря на своё купеческое происхождение и чиновничью службу, живописец чаще всего изображал сцены из жизни крестьян. «Ничего не изображать иначе, как только в натуре, что является повиноваться ей одной», — писал художник.
🖼️ На полотне “Сенокос” изображена крестьянка, которая кормит младенца, оторвавшись от работы в разгар страды. По правую руку от неё - старшая дочь, по левую - грабли. Девочка смотрит на маму, словно хочет её о чём-то спросить. Лицо женщины выглядит усталым. Трудно не испытать сочувствие к героине картины, вынужденной совмещать тяжёлую работу в поле с заботой о детях. На заднем плане мы видим и других работников, собирающих сено в скирды.
🖼️ Почти всё пространство картины занимает жёлтое поле, однако у верхнего края полотна заметна узкая полоска неба, что лишь усиливает “земное” звучание картины. Венецианов без прикрас показывает быт и уклад простого человека, его труд, но вместе с тем и красоту русской деревни, просторных полей, даров урожая. Художнику удалось пронести эту подлинность и чистоту души русского человека через поколения.
🖼️ Многие искусствоведы считают, что “Сенокос” мог быть частью цикла: кисти художника также принадлежат работы “На пашне. Весна” и “На жатве. Лето”. Все три полотна имеют образную и стилистическую общность.
🖼️ У картины непростая судьба: «Сенокос» долгое время находился за границей — в Великобритании. Лишь в 2002 году полотно вернулось в Россию и заняло свое место в постоянной экспозиции Третьяковской галереи.