Китай раскритиковал расследование Евросоюза по поводу субсидий на электромобили, заявив, что этот шаг навредит китайско-европейским отношениям, и обвинил ЕС неспособности идти в ногу с технологическими инновациями, сообщает Bloomberg.
К хору политической критики присоединились ведущая организация автомобильной промышленности Китая и ведущая газета Коммунистической партии, давая понять, что в глобальных торговых войнах может открыться новый фронт.
Китай обиделся
В среду глава Европейской комиссии Урсула фон дер Ляйен заявила, что мировой рынок переполнен дешевыми китайскими автомобилями, а цены поддерживаются «искусственно на низком уровне за счет огромных государственных субсидий».
По данным источника Bloomberg, европейское расследование может занять до девяти месяцев и привести к повышению заградительных пошлин близко к уровню в 27,5%, уже введенному США на китайские электромобили.
«Предлагаемые ЕС меры по защите собственной промышленности во имя „честной конкуренции“ являются протекционизмом. В последние годы сектор электромобилей в Китае быстро рос, и его конкурентоспособность продолжает улучшаться, что является результатом постоянных усилий по внедрению технологических инноваций. Это конкурентное преимущество, завоеванное упорным трудом и собственными силами»,— говорится в ответном заявлении Министерства торговли Китая, опубликованном в четверг.
Последняя соломинка
Беспокойство Китая отнюдь не беспочвенно, так как в условиях накрывающего экономику страны кризиса создание, производство и продажа электромобилей остается едва ли не единственным перспективным «локомотивом» стопорящейся экономики.
Введение пошлин на китайские электромобили со стороны ЕС приведет к сокращению одного из основных растущих рынков для китайских производителей.
Хотя, как отмечает Bloomberg, европейские продажи китайских компаний меркнут по сравнению с такими лидерами рынка, как Volkswagen AG, Tesla Inc. и Stellantis NV, их главная особенность заключается в невероятно быстром росте и проникновении на рынки.
Неудивительно, что на следующий день после гневного выступления фон дер Ляйен акции ведущих китайских производителей электромобилей резко упали в цене.
Бумаги BYD рухнули сразу на 3,8%, а SAIC Motor Corp. — на 3,4%. Акции Xpeng Inc. и Nio упали на 2,2% и 2,7% соответственно.
Сами виноваты?
«Расследование ЕС может бросить тень на перспективы роста компаний с агрессивными планами расширения в ЕС, в частности BYD»,— считают аналитики Morgan Stanley.
Китайская ассоциация, представляющая производителей легковых автомобилей, заявила, что бурный рост экспорта электромобилей обусловлен не тем, что отрасль получила крупные субсидии, а тем, что экспортная схема Китая высококонкурентна. И только сейчас, когда китайские компании стали представлять конкурентную угрозу, западные страны начинают реагировать.
За последние 12 месяцев Европа осознала тот факт, что Китай способен создавать технологически сложные электрические модели, отмечают аналитики. По их мнению, вместо того чтобы искать политические решения, европейским автопроизводителям необходимо сосредоточиться на повышении собственной конкурентоспособности и разработке электромобилей, которые потребители действительно могут себе позволить.
Ответный удар
В своем сегодняшнем комментарии китайская газета Global Times (структурное подразделение газеты «Жэньминь жибао») заявляет, что экономика Европы может пострадать, если для подавления экспансии китайской индустрии электромобилей будут использованы протекционистские меры. При этом авторы публикации предполагают, что китайская сторона может предпринять ответные шаги.
«Очевидно, что Европа боится. Она боится конкуренции со стороны Китая, поэтому хочет использовать торговый протекционизм в качестве защитного зонтика для европейских производителей, которые медленно переходят к электрификации. Если ЕС предпримет несправедливые действия, у Китая есть различные инструменты, которые можно использовать в качестве контрмер для защиты законных интересов китайских фирм»,— говорится в комментарии.
Газета подчеркнула, что ценовые преимущества, которыми пользуются китайские производители электромобилей, являются не результатом государственных субсидий, а «преимуществами Китая с точки зрения цепочки создания стоимости, талантов, технологий, инфраструктуры и логистики».
Торгово-промышленная палата Китая в ЕС придерживалась аналогичной линии. Она заявила, что промышленное преимущество китайских производителей электромобилей является результатом согласованных инновационных усилий как добывающих, так и перерабатывающих компаний.
«Приверженность ЕС открытости рынка должна быть воплощена в конкретные меры, обеспечивающие справедливую, беспристрастную и недискриминационную бизнес-среду для иностранных компаний»,— заявили в палате.
Максим Легуенко, обозреватель «Ридуса», заместитель главного редактора