Топливным апокалипсисом называют ситуацию с подорожанием бензина и возможным дефицитом дизеля. Положение на рынке настолько напряженное, что стало одной из тем обсуждения на Восточном экономическом форуме.
На ВЭФ Президент России Владимир Путин сообщил, что ситуацией занимается кабмин. Правительство и производители договорились, как действовать в ближайшее время.
Мы решили проверить, что происходит на топливном рынке в Татарстане. Объехали заправки, как в Казани, так и в пригороде и поговорили с водителями. Что выяснилось — расскажет корреспондент ТНВ Рамиль Шайдуллин.
Водитель со стажем Камиль Хайрутдинов вот уже 20-ю неделю не успевает привыкнуть к цене на бензин — она продолжает расти и сегодня 95-й стоит уже дороже 50 рублей.
Еще больше удивляются водители грузовиков, строители и аграрии. Буквально за месяц резко подорожало дизтопливо.
Ситуацию называют «топливным апокалипсисом» — судя по кадрам из соцсетей, местами дизтопливо в Татарстане подорожало почти до 75 рублей за литр.
На других кадрах видно, как у нефтеперерабатывающего завода собралась вереница крупнотоннажных машин — не менее 200 тягачей приехали заправиться дизтопливом здесь, потому что, по их словам, в других регионах его нет.
«Да, действительно, какое-то время был ажиотаж на терминалах автомобильного налива «Танеко» по причине скопления большего количества машин, чем суточная пропускная способность. Проблем с работой терминала не было. На текущий момент очередь на погрузку составляет не более 40 машин, что является регламентным режимом работы. Терминал также работает в штатном режиме», — прокомментировали ситуацию в пресс-службе ПАО «Татнефть».
По информации федеральных СМИ, сейчас рост цен спровоцировало закрытие семи нефтеперерабатывающих заводов России на плановый ремонт. Но ценники менялись на протяжении всего лета. В конце июня мы рассказывали, как всего за месяц в Татарстане бензин подорожал в среднем на 30 копеек за литр.
Спустя два с половиной месяца речь идет уже о 1,5 рубля за литр 92-го. Теперь за него просят 49,40 рубля. И о почти 5 рублях за дизтопливо. Пока оно приблизилось к отметке в 60 рублей за литр.
С чем же в этот раз связано такое подорожание? С этим вопросом мы отправились в Ассоциацию нефтетрейдеров. Еще летом здесь были уверены, что цены не будут расти выше уровня инфляции.
Сегодня здесь вынуждены признать, что привычные механизмы регулирования рынка не сработали. Как сообщает ТАСС, с 1 сентября нефтяникам вдвое снизили выплаты по бензину и дизелю.
Логистические цепочки нарушены, цена дизтоплива на бирже обновила ценовой рекорд, превысив 72 000 рублей за тонну. Хотя и без этого, говорят нефтетрейдеры, зачастую на заправках топливо приходилось продавать примерно на 2-3 рубля ниже закупочной цены. В то время, когда кто-то еще и активно продавал топливо за рубеж. Отсюда и дефицит.
«Плюс ко всему, появился ещё и «серый экспорт». Он на самом деле «серый», потому что нет в законодательстве статьи, по которой можно было бы так жестко наказать тех, кто экспортирует. Купив на внутреннем рынке, вывозит топливо за границу. Это и сработало. Уходили и бензовозами, и ЖД цистернами», — сообщил президент Ассоциации предприятий нефтепродуктообеспечения РТ Ирек Сулейманов.
В ситуации в республике разбирается местное Управление ФАС. Как сегодня сообщили в ведомстве, цены на топливо проверят.
«В частности, будет проведена проверка экономической обоснованности стоимости мелкооптовой реализации топлива с нефтебаз, а также другие составляющие, которые включаются в конечные цены и уже выходят на потребителя», — сообщила пресс-секретарь Татарстанского УФАС России Оксана Ефимова.