Январь. Поезд Хабаровск-Москва. Плацкартный вагон. За бортом мороз. На всем протяжении пути до Иркутска температура редко поднималась выше -30. Поздно вечером в Чите в наш вагон на две боковые полки подсела молодая пара иностранцев, одетых, по сибирским меркам, легко и бедненько - похожая на лисичку рыженькая девушка и лысеющий высокий блондин. Они устроились на верхней полке и, к удивлению суровых сибирских пассажиров, приговорили на ужин бутылку красного вина с добрым куском сыра. Утром познакомились. Ребята из Германии рассказали о себе. Катрин изучала русский язык в университете Гамбурга и той зимой по обмену училась в Иркутском госуниверситете. Вольфрам программист (ранее работал над проблемой оцифровки голосовых сообщений), взял на полгода отпуск, чтобы пожить вместе с подругой в Сибири, русский язык учил самостоятельно, в поезде пытался читать «Двенадцать стульев».
С пониманием содержания бессмертного творения Ильфа и Петрова у него не задалось, ведь без знания контекста иностранцу, даже выучившему грамматику и имеющему некий словарный запас, постичь русский юмор, тем более сатиру, непросто, а скорее невозможно. Хотя Вольфрам обладал чувством юмора: на вопрос «будешь сосиску?» ответил «да, я буду соседку, ой сосиску! Соседку съесть нельзя?» «Вообще-то нельзя, но иногда следовало бы!» Пояснений не потребовалось - понял и весело рассмеялся.
Выяснилось, что в Хабаровске им остановится негде, поезд прибывал ночью и мы предложили им пожить эти три дня у нас. «А у вас будет, где нам спать?» Уже дома, получив в свое распоряжение отдельную комнату с шикарным диваном и телевизором, они очень удивились, что российская семья простых инженеров с 2 детьми живет в такой большой 4-х комнатной квартире в пешей доступности к центру города. Так же на гостей произвела огромное впечатление коллекция сына, состоящая из множества DVD-дисков с играми и программами. «Здесь же на 10 тысяч долларов!» В ларьке на автобусной остановке в то время диск стоил 100 рублей.
Несмотря на мороз, немцы все три дня бродили по городу, а вечером за ужином делились впечатлениями. Самое яркое впечатление на Вольфрама произвела российская бабушка на рынке, когда он протянул руку, чтобы помочь ей спуститься с обледенелых ступенек, а бабушка мощным рывком вытащила его наверх! По ТВ показывали бразильский сериал. Катрин, оказывается, полгода учила португальский и жила в Рио-де-Жанейро, а потому возмущалась, что сериалы искажают действительность. По-немецки прямолинейно вопрошала, глядя на экран: «Почему белые? Там нет белых людей...»
Катрин родом из Восточной Германии, все ее родственники работали в психбольнице, родители - врачами, братья - санитарами. Говорит, при социализме было лучше, после объединения Германии на востоке уровень жизни снизился, руководство страной и бизнесом перешло под контроль приезжих с Западной Германии, откуда родом Вольфрам. Он, кстати, о себе особо не рассказывал, сказал только, что из богатой семьи.
Как заведено у нас в России, отработав полноценный рабочий день, вечером мама обязательно готовит горячий ужин для семьи. Немцев это удивило. У нас, говорят, семейный ужин готовят только в выходные, в будни едят бутерброды. - А если очень голодные пришли с работы? - Тогда много бутербродов.
Вечером перед отъездом приготовили нам немецкий ужин выходного дня, много компонентную запеканку. Утром уехали во Владивосток, прислали открытку (в тексте есть ошибки, все же немцы писали).
Иркутск, 2 апреля 2001 года
Дорогие хабаровчане!
Как время летает! Уже прошло 2 с половиной месяца с тех пор, как мы встретились в поезде. После Хабаровска мы ехали во Владивосток. Там тоже холодно было, и даже океан замерз. А топливые проблемы мы нигде не заметили. Мы только слышали, что не хватает угля. Мы не удивились, потому что бросили угол на улицы, чтобы люди не подскользнули бы! От Владивостока в Иркутск мы летели самолетом — и так мы видели озеро Байкал из высоты! Сейчас осталось еще 2 месяца и мы уже улетаем в Германию. Хотя нам нравится в России, мы уже немножко скучаем по Германии. Кстати, Вольфрам потерял свой ежедневник. Это зеленый календарь. Может быть он забыл у вас? Мы надеемся, что у Вас все в порядке. Спасибо за интересные дни в Хабаровске! Счастливо и с приветом Катрин (Kathrin Beutin) и Вольфрам (Wolfram Ehnert).