За свою карьеру Эльдар Калимулин воплотил на экране много запоминающихся образов. Мы попросили звезду «Эпидемии», «Калашникова» и «Химеры» предстать в тех образах, которые будут самыми актуальными этой осенью. А после съемки поговорили о кино и театре, который, как известно, начинается с вешалки и о новой роли актера в приключенческой драмеди «Лада Голд». Все серии выйдут на платформе Иви 21 сентября.
Снимать осеннюю моду в 30-градусную жару — то еще испытание, но Эльдар стойко вынес его и даже сохранил силы на интервью.
Какой фильм или спектакль произвел на тебя самое сильное впечатление в жизни и почему?
Я начну со спектакля. «Дама с собачкой» в МТЮЗ, режиссер Кама Гинкас. В разные годы у этого спектакля были разные составы, но я смотрел с Марией Луговой, бессменным Игорем Гординым и Александром Тараньжиным. Абсолютно точная игра Маши и Игоря Геннадьевича. Потрясающая режиссура Камы Мироновича. Но самое запоминающееся — сценография Сергея Бархина.
Действие спектакля происходит на балконе — там сидят зрители, а планшет сцены построен над партером. Камерное пространство, парящее над зрительным залом, дающее зрителю в перспективе рассмотреть всю сценографию: на сцене причал, нарисованное море, дощатый настил.
За декорацией все пространство зрительного зала. Только «на заднике» луна и лодки. Полное ощущение, что ты сидишь на берегу моря и наблюдаешь за закатом солнца. У меня остался именно этот зрительный образ всеобъемлющей пустоты и безграничной перспективы.
Я в начале очаровывался персонажем Игоря Гордина — статным, мужественным, искрометным и обаятельным, а в конце было больно от того, что это всего лишь курортный роман, закончившийся так пошло и без чувств. Гинкас вместе с Гординым создали образ мужчины запутавшегося, опустившегося на самое дно, на секунду поверившего, как ему самому казалось, в светлое, прекрасное чувство, но не сумевшего найти в себе силы и волю, побороть свои же пороки.
Если же говорить о кино, то самый запоминающийся фильм — «Иди и смотри» Элема Климова. Звонко об ужасах войны. Просто посмотрите — и все поймете.
Кино и театр — это два мира, насколько сильно они конкурируют между собой за актеров и как это сказывается на твоей карьере?
Да, действительно это два разных мира, которые только на первый взгляд кажутся схожими. Это совсем разный принцип восприятия и работы.
«Хороший» театр — это диалог со зрителем, иногда даже спор. Это ежесекундная энергия здесь и сейчас. Ни один спектакль не может быть сыгран одинаково. Это большая условность.
Театр — это обмен энергией с живым зрительным залом.
А в кино ты не можешь сразу увидеть или определить своего зрителя, ты его только себе представляешь, угадываешь.
Кино — это больше про работу с самим собой. Фидбэк ты получаешь только от съемочной группы. Ты разделяешь эту энергию только среди коллег и зачастую не знаешь, что в итоге может получиться и что войдет в окончательный монтаж из сыгранных тобой дублей. У кино больше выразительных ресурсов, средств и масштаба.
Безусловно, театр и кино конкурируют друг с другом за артистов, и очень небольшому количеству из них удается совмещать два этих вида искусства. Есть артисты, воспитанные театром, которые всю жизнь могут посвятить ему одному.
А есть те, кто в самом начале «обожглись» и раз навсегда приняли решение избегать театральной сцены. Про театр говорят, что там служат, и я на собственном примере это осознал. Поэтому в определенный момент понял, что не могу совмещать, и принял решение уйти. Этот опыт, безусловно, сильно на меня повлиял, я очень ему благодарен.
Понятно, что новые технологии сильно меняют кино, но насколько они затрагивают театр?
Театр сейчас — это синтетическое искусство. Впитавшее в себя элементы цирка, оперы, балета, больших постановочных шоу и, конечно, кино. Я не могу сказать, что мне нравится, когда в театре используются приемы кинопроизводства — камеры, микрофоны, экраны, проекции.
Это упрощает восприятие, а в театре нужно думать. Я адепт театра, где главным на сцене является актерская игра, а не новые технологии. Я понимаю постдраматический театр, но не принимаю его для себя.
Ты учился на сценариста. Трудно ли писать или это естественный для тебя процесс?
Я окончил сценарные курсы. Большое спасибо Good Story Media за то, что помогли мне попробовать научиться писать сценарии. Но, к большому сожалению, пока я ничего не закончил. Я не теряю надежды не только написать, но и спродюсировать много крутого кино и осуществить свою мечту — стать шоураннером!
Также обучение сценарному мастерству помогло мне задавать правильные вопросы при разборе роли, разборе сценария и в понимании того, что закладывал сценарист в тот или иной образ или сцену.
И еще я стал уважительнее относиться к работе сценариста!
Насколько тебе важна насмотренность? Или тебе хватает кино и по работе?
Мне кажется, очень важно смотреть, понимать и чувствовать то, что сейчас происходит в твоей профессиональной сфере. Но иногда от этого можно устать, поэтому я смотрю периодами и стараюсь не упускать тех работ, о которых я слышу больше чем пять раз.
И меня огорчают те люди, которые говорят: «Мы не смотрим российское кино!» А вот мы, вообще-то, стараемся!
В каких фильмах мы увидим тебя в ближайшее время?
В конце сентября в онлайн-кинотеатре ИВИ выйдет сериал «Лада Голд». Это увлекательное приключение в погоне за счастьем или/и золотом в жанре криминальной драмеди с элементами ромкома. Режиссер Никита Власов.
Я сыграл главного героя Пашу Огурцова, внука легендарного милиционера, грозы Тольятти, которому в наследство достается «четверка» «Жигули» вся из чистого золота. Абсолютно целиком!
А в ноябре, уже на большом экране, выходит фильм «Год рождения» Михаила Местецкого, где я сыграл Филиппа.
Фильм о том, что не нужно предавать мечту ради любви. И что «из-за любви» невозможно слепить из человека то, что ты хочешь, можно его только поломать. Нужно принять и полюбить его таким, какой он есть. А в декабре увидимся в кинотеатрах на «Елках 10».