Найти тему
Научпок Блондинки

Управление как социальный институт, значение управленческих революций в его становлении.

Существует несколько определений социального института. Например, американский социолог Нейл Смелзер, определяет социальный институт как совокупность ролей и статусов, предназначенных для удовлетворения определенной социальной потребности. В данном случае институт управление также представляет собой наличие определённых ролей (руководящих или подчиняющихся) и статусов (высокий статус – топ менеджер, низкий – подчиненный), предназначенных для удовлетворения определённой социальной потребности (потребность в организации труда, которая может включать в себя ряд других потребностей – в управлении организации и увеличение ее прибыли, в управлении и увеличении влияния государственных структур и государства в целом и т.д.).

Также, по мнению Кравченко, социальный институт представляет собой не только ролевую систему, в которую включаются статусы, но и такую систему, которая включает определенные нормы, обычаев и правил поведения (например, подчиненный подчиняется своему руководителю, руководитель в свою очередь за выполненную работу должен обеспечивать подчиненному достойную заработную плату и условия труда). Ключевые, самые главные моменты развития практики управления получили название «управленческих революций». По определению А.И. Кравченко управленческая революция представляет собой «переход от одного качественного состояния менеджмен­та к другому».

1.Первая управленческая революция была около семи тысяч лет назад. В это время характерно появление письменности в древнем Шумере. Это огромное достижение в жизни человечества привело к многим изменениям, в частности, к образованию особого слоя жрецов-бизнесменов, осуществлявших торговые операции, коммерческие расчеты. Первая управленческая революция характеризуется как «религиозно-коммерческая». Уже в древних обществах — Шумере, Египте и Аккаде — наблюдалась трансформация, расслоение высшей касты священников.

2.Вторая революция в области управления произошла приблизительно через тысячу лет после первой и была связана с именем вавилонского царя Хаммурапи (1792—1750 гг. до н.э.), разработавшего свод законов управления государством для регулирования всего многообразия общественных отношений между различными социальными группами населения. По этим законам был введен светский стиль управления, усилился контроль, возросла ответственность за выполнение работ. Это был качественно новый уровень управления. Не на микро, а на макро­экономическом уровне — уровне всей страны. Поэтому вторую управленческую революцию обычно называют «светско-административной».

3.Третья управленческая революция в менеджменте известна как «производственно-строительная», поскольку она была направлена на соединение государственных методов управления с контролем за деятельностью в сфере производства и строительства. Она стала реальностью во времена правления Новуходоносора II. Царь Новуходоносор II (605—562 гг. до н.э.) был автором проектов не только некоторых из семи чудес света, в частности Вавилонской башни, но разработал и внедрил систему производственного контроля на текстильных фабриках и зернохранилищах. На текстильных фабриках Новуходоносор ввел в практику применение цветных ярлыков. С их помощью определялось качество пряжи, поступавшей в производство еженедельно.

4.Четвертая управленческая революция связана с зарождением капитализма и началом индустриального развития европейской цивилизации.

Появилась новая, преобразованная форма собственности. Вместо собственника стало множество акционеров, владельцев одного капитала. Прогрессировала сфера сбыта продукции, появился и стал неотъемлемой частью менеджмента маркетинг. Также, истоком четвертой революции в управлении выступила буржуазная революция. Она обозначила выход на историческую арену совершенно новой фигуры — предпринимателя. Острейшая потребность в качественном профессиональном управлении привела к формированию нового типа «управленца» — наемного управляющего — менеджера. Однако менеджер как особая фигура не стал еще профессионалом. Лишь в эпоху монополистического капитализма возникли первые школы бизнеса и система профессионального обучения руководителей.

5.Пятая управленческая революция, которая произошла в конце XIX—начале XX века известна под названием бюрократической. Для нее характерны формирование крупных иерархических структур, разделение управленческого труда, внедрение норм и стандартов, формализация должностных обязанностей и ответственности менеджеров.

Можно далее выделить важнейшие концепции, на основе которых внесен последующий существенный вклад в развитие теории и практики управления. Это концепции научного управления (1885—1920 гг.), административного управления (1920—1950 гг.), управления с позиций человеческих отношений (1930 г. — по на­стоящее время), управление с точки зрения количественных методов (1950 г. — по настоящее время). Также определились научные подходы к управлению, которые получили развитие в современных условиях: подход к управлению, как к процессу; системный подход; ситуационный подход.

Дорогой читатель, Блонди очень старается, пожалуйста подпишись на канал!