Найти тему
Исторический музей

Многоцветные главы Покровского собора

Многоцветные главы Покровского собора или, как он более известен в народе, собора Василия Блаженного, являются одной из визитных карточек не только Москвы, но и России в целом. Предлагаем полюбоваться удивительными куполами храма, а также узнать об их истории.

Покровский собор зимой. Современный вид.
Покровский собор зимой. Современный вид.

Исследователи до сих пор расходятся во мнениях, как выглядели первоначальные главы Покровского собора. Предполагают, что по окончании строительства они были низкими и плоскими, похожими на завершения церквей Вознесения Господня в Коломенском и Усекновения главы Иоанна Предтечи в Дьякове. Самая высокая главка церкви Покрова Пресвятой Богородицы сохранила первоначальную форму. Ее гладкое золоченое покрытие напоминает пламя горящей свечи.

Глава церкви Покрова Пресвятой Богородицы. Современный вид.
Глава церкви Покрова Пресвятой Богородицы. Современный вид.

Неизвестно, какой была первоначально глава церкви святого Василия Блаженного. Этот придел был пристроен к Покровскому собору в 1558 г., и на некоторых изображениях виден его гладкий купол. Современное покрытие исполнено в едином стиле с другими фигурными главами храма. Желто-зеленые рельефные полосы напоминают главу соседней церкви Святой Живоначальной Троицы. Большие ярко-красные пирамиды, украшающие купол, являются отличительной особенностью церкви святого Василия Блаженного.

Глава церкви святого Василия Блаженного. Современный вид.
Глава церкви святого Василия Блаженного. Современный вид.

Сочетание желтого и зеленого цветов стало самым распространенным приемом декорирования глав Покровского собора. Три малые церкви — святых Александра Свирского, Григория Армянского и Варлаама Хутынского — отличаются лишь фигурными деталями покрытий. Ровные витые полосы на главе церкви Александра Свирского закручены так же изящно, как и на расположенной рядом церкви Святой Троицы.

Среди желто-зеленых глав соседних приделов выделяется церковь святого Николы Великорецкого. Покрытие ее главы составлено из горизонтальных чередующихся зигзагообразных полос белого и красного цветов. При ближайшем рассмотрении купола собора перекрывают друг друга, создавая особую игру линий и цветовых сочетаний. Со стороны Красной площади выделяется глава с белыми и синими вертикальными полосами, венчающая церковь во имя святых Киприана и Иустины. Ниже находится глава церкви Трех Патриархов Константинопольских, покрытие которой составлено из небольших красно-зеленых ромбиков, напоминающих чешуйки.

Сложно представить, но многоцветными купола храма были не всегда. На схематичном изображении собора в Лицевом летописном своде показаны гладкие золоченые главы. Впоследствии цвет покрытия был то серебристым, то зеленым. Само покрытие куполов могло быть из разных материалов: дерева, черепицы, железа или меди.

Покровский собор неоднократно страдал от опустошительных пожаров, и, судя по документам, горели в первую очередь главы храма. В 1595 г. был сильнейший пожар, из-за которого собор несколько лет простоял без покрытий. После ремонта главы стали фигурными. Постепенно, после новых восстановлений, купола приобретали и свою разнообразную расцветку. Свидетельства иностранных путешественников XVII в. дают понять, что в то время главы Покровского собора были многоцветными. Так, участник датского посольства в Россию в 1602 г. придворный проповедник М. Лунд писал:

«Этот храм выстроен почти четвероугольником... На нем девять башен, крытых листовой медью и притом так искусно и разнообразно, что только дивишься».

Сирийский путешественник, архидиакон Павел Алеппский, посетивший Москву в 1653 г., так характеризовал главы Покровского собора:

«...то винтящихся наподобие готической розетки, то дынеобразных, то в характере чешуи кедровой шишки, ананаса и артишока», а сам собор как «единственное в мире здание по красоте постройки... и разноцветной окраске куполов».
Красная площадь и Покровский собор. Крестный ход в 17 веке в неделю Ваий. Издание Луки Белянкина. Белянкин Л.Е., издатель, Копылов П., металлография. 1867 г.
Красная площадь и Покровский собор. Крестный ход в 17 веке в неделю Ваий. Издание Луки Белянкина. Белянкин Л.Е., издатель, Копылов П., металлография. 1867 г.

Позже произошло радикальное изменение в оформлении глав собора, последствия которого можно видеть на картине австрийского художника Фридриха Гильфердинга, работавшего в России во второй половине XVIII века. Он запечатлел Красную площадь и Покровский собор, все главы которого, за исключением центральной церкви, имеют зеленое покрытие.

Вид Красной площади и Покровского собора. Фридрих Гильфердинг. Конец 1770-х гг.
Вид Красной площади и Покровского собора. Фридрих Гильфердинг. Конец 1770-х гг.

В 1780-х гг. на средства, выделенные Екатериной II, был осуществлен масштабный ремонт собора. Архиепископ Московский Платон отдал распоряжение выкрасить главы «по-прежнему», то есть с учетом остатков разноцветной краски, обнаруженных под слоем зеленого покрытия. Так в XVIII столетии купола храма получили многоцветную окраску, которая с тех пор, при всех последующих реставрационных работах, неизменно повторялась.

Покровский собор неоднократно оказывался в эпицентре драматических событий. Во время боев за Кремль 2 ноября 1917 г. снаряд попал в церковь Входа Господня в Иерусалим и сорвал часть железного фигурного покрытия. Были повреждения и на других главах собора. В марте следующего года была образована комиссия по реставрации храма, однако сложившаяся в первые годы Советской власти тяжелая экономическая ситуация, нехватка средств, специалистов и материалов тормозили процесс. По свидетельству английского писателя Герберта Уэллса, посетившего Москву в 1920 г., к тому времени один из куполов, разбитый ранее снарядом, еще не был отремонтирован. Только осенью 1923 г. удалось завершить реставрацию церкви Входа Господня в Иерусалим, а позднее и других глав.

Реставрация глав церквей святого Николы Великорецкого и преподобного Варлаама Хутынского. 1924 г.
Реставрация глав церквей святого Николы Великорецкого и преподобного Варлаама Хутынского. 1924 г.

Во время Великой Отечественной войны на главы собора была нанесена камуфляжная краска. Несмотря на это пострадала церковь святого Григория Армянского: трос аэростата задел и сломал ее крест. Зажигательными бомбами была пробита глава церкви преподобного Варлаама Хутынского, а кровля собора повреждена осколками. Годы войны — единственный период, когда Покровский собор был закрыт на длительное время. Располагавшийся с 1923 г. в Покровском соборе музей был заново открыт для посетителей в 1947 г. К этому времени отремонтировали покрытие на главе церкви Григория Армянского. В 1952 г. окончательно завершили ремонт кровли и восстановили полихромную окраску на всех главах собора.

Современное убранство глав выполнено в 1960-х годах. Для этой цели использовались медные листы толщиной 1 мм. Всего было израсходовано около 32 т. металла. Уже больше полувека устойчивые к природным явлениям покрытия не требуют реставрационного вмешательства, на них лишь периодически обновляют красочный слой.

Покровский собор. Современный вид.
Покровский собор. Современный вид.