Найти тему

Вступление. Исповедные ведомости.

Оглавление

Всем добрый день и добро пожаловать на мой канал. Свой первый интерес к истории предков возник у меня ещё в ранней юности, когда на стене я увидел фотографию. На меня смотрел мой прапрадед, бородатый и серьезный, а самой фотографии, как мне казалось, лет 130, ну никак не меньше. Уже позже я выяснил его полные ФИО, место и дату его рождения, некоторые биографические сведения, состав его семьи и хозяйства. Чуть больше года назад я с головой окунулся в изучение своей родословной, несколько раз побывав в региональных архивах, в местах проживания моих предков. Дело очень интересное, чем-то похожее на исторический детектив, но и затратное с точки зрения времени и в меньшей степени финансов. На сегодняшний день в моем древе более 4500 персон, из них около 450 — прямые предки до 12 колена.

Начну я с "трех китов" генеалогии - исповедных ведомостей, ревизских сказок и метрических книг. Если вы работаете с крестьянской генеалогией — именно эти документы помогут продвинуться в ваших поисках до начала XVIII века в случае их хорошей сохранности. Работа с документами актуальна в том случае, если вам удалось "зацепиться" до предка, рожденного в конце XIX - начала XX в. Зная имя-отчество предка, приход и деревню дальнейший поиск как правило не составляет больших затруднений.

Исповедные ведомости

Исповедные или исповедальные ведомости (они же росписи) - ежегодный отчетный документ, который составлялся по каждому приходу православной церкви в XVIII – XX вв. Впервые стали вестись в 20-е гг. XVIII в. ИВ представляла собой посемейный список проживающих на его территории прихожан-крестьян (как правило за исключением младенцев младше одного года). Один экземпляр оставался на хранении в церкви, другой отправлялся в консисторию. В исповедных ведомостях начала XVIII века по некоторым приходам запись чисел велась кириллицей.

Пример исповедной ведомости 1728 г. (Тверской уезд). Перечисление жителей шло списком, без указания возрастов.
Пример исповедной ведомости 1728 г. (Тверской уезд). Перечисление жителей шло списком, без указания возрастов.

Стоит отметить, что возраст, указанный в исповедках XVIII века, особенно для возрастных крестьян был неточен: разница в возрасте могла достигать 20 лет и больше (при сравнении двух соседних по годам документов), ведь возраст как правило записывался "на глазок" или со слов исповедуемого. Нередко можно встретить ребенка 5 лет от роду, матери которого, скажем, 58 лет. Или наоборот: ребенку — 12, а матери — 21.

Структура исповедной ведомости образца 1738 г. 1) № двора, 2) Сквозная нумерация людей мужского пола 3) То же, женского пола 4) Фамилия (при наличии), имя, отчество 5) Возраст, М 6) Возраст, Ж 7) Были ли у исповеди 8) Причина не причастия 9) Кто не был у исповеди
Структура исповедной ведомости образца 1738 г. 1) № двора, 2) Сквозная нумерация людей мужского пола 3) То же, женского пола 4) Фамилия (при наличии), имя, отчество 5) Возраст, М 6) Возраст, Ж 7) Были ли у исповеди 8) Причина не причастия 9) Кто не был у исповеди

Структура исповедных ведомостей, за исключением самых первых сохранила свой вид до начала XX века. Крестьянские фамилии в документах стали появляться в начале прошлого столетия, поэтому найти сових предках в них — большая удача.

Всего в исповедных росписях, помимо раскольников, с 1713 по 1842 год официально разделяли 7 социальных групп, с 1843 по 1860 год — шесть, начиная с 1861 года — пять: духовные, военные, статские, городские станы и крестьяне.

Как я искал предков в исповедных ведомостях

Зная несколько имен и отчеств своих пращуров на начало XX века, я изучил исповедные ведомости по своей деревне за 1880 год. Например, мне были известны следующие персоны: Федор Федоров и его жена Марфа Иванова. Иванова - не фамилия, а отчество (дочь Ивана) — именно так записывалось отчество человека, вплоть до послереволюционной реформы. После — Ивановна.

ИВ за 1880 г. Федор Федоров - 52 года, его жена Марфа Иванова 53 года. Дети: Михайил (28), Алексей (22)
ИВ за 1880 г. Федор Федоров - 52 года, его жена Марфа Иванова 53 года. Дети: Михайил (28), Алексей (22)

ИВ за 1860 г. Находим ту же деревню. Семья также идёт первой в списке.  Выясняю отца Федора Федорова - Федор Ирадионов, Федору на тот момент 32 года, его жене Марфе - 33. Михаил (8), Андреян (5), Алексей (2).
ИВ за 1860 г. Находим ту же деревню. Семья также идёт первой в списке. Выясняю отца Федора Федорова - Федор Ирадионов, Федору на тот момент 32 года, его жене Марфе - 33. Михаил (8), Андреян (5), Алексей (2).

Из списка пропадает Андреян — он мог умереть, остаться в деревне (но его следует искать в другом дворе, как правило соседнем), переехать к жене в соседнюю деревню (но такое случалось не так часто), быть отданным в рекруты (всё-таки 20 лет прошло между ИВ), и т.д.

Дополнительная информация, которую можно почерпнуть из ИВ: родственные отношения той или иной персоны: дядя, двоюродный брат, пасынок, сноха, приёмышь и т.д.

Отдельным списком шли военные — сюда относились как сами солдаты, так и жены военных (солдатки), их дети (кантонисты).

ИВ 1880 г. Солдатка Екатерина Федорова (30), сын ея: незаконнорожденный кантонист Андреян (12), солдат билетный Преображенского полка, Тимофей Петров (29)
ИВ 1880 г. Солдатка Екатерина Федорова (30), сын ея: незаконнорожденный кантонист Андреян (12), солдат билетный Преображенского полка, Тимофей Петров (29)

В 1930-е годы, во время макулатурных компаний огромное количество документов (исповедные ведомости, брачные обыски, переписные листы и прочие документы) просто-напросто уничтожалось как не имеющие исторической ценности. По некоторым уездам хорошая сохранность ИВ до 1880-х, 1890-х гг. (например Ярославская и Тверская губернии), в некоторых случаях до 1910-х (Московская губерния) а где-то почти полное отсутствие (Витебский уезд, Беларусь).

Исповедные ведомости - хороший мостик к ревизским сказкам середины XIX века.

Где искать? Региональные архивы, familysearch.org

Успехов в поисках!

В следующей статье поговорим о метрических книгах.