Изображения следов животных, вырезанные на скалах доисторическими художниками, оказались настолько реалистичными, что сегодня охотники из числа коренных народов могут распознавать по ним вид, возраст и пол животного.
Сотни изображений животных и людей были вырезаны в 3-м тысячелетии до нашей эры на скалах из песчаника в горах Доро-Навас в долине Твифелфонтейн на северо-западе Намибии. Их авторами были охотники и собиратели, которых ученые относят к уилтонской археологической культуре. Большинство рисунков представляют собой сцены охоты, есть и абстрактные композиции из геометрических фигур. Нередко рядом с животным древние художники изображали его следы, часто встречаются и отдельные изображения следов, напоминающие отчасти таблицы в справочнике для любителей природы. Сейчас наскальные рисунки долины Твифелфонтейн признаны объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Во время нового исследования рисунков группа немецких археологов сотрудничала с тремя носителями языка жуцъоан. Все трое работают профессиональными следопытами в коммерческих охотничьих предприятиях и ранее уже делились своим опытом в нескольких других исследованиях древнего наскального искусства. В нынешнем исследовании они анализировали древние изображения следов.
Намибийские следопыты исследовали 513 изображений из Доро-Навас и идентифицировали следы 39 видов животных. Многие животные, такие как носороги, бабуины, бородавочники и зебры, и сейчас обитают в каменистой засушливой долине Твифелфонтейн. Но есть и те, что предпочитают более влажную среду и сегодня не живут в этом регионе — например, голубая антилопа гну, кустарниковая свинья и аист-разиня. По мнению исследователей, это может указывать, что тысячи лет назад эта местность могла быть намного более влажной или что древние художники изображали животных, которых они встречали в других, более влажных регионах.
Следы животных оказались изображены настолько детально, что более чем в 90 % случаев следопыты могли определить вид, пол, возраст и даже конкретную ногу изображенного животного или человека. Древние художники отдавали явное предпочтение одним видам над другими. Например, следов жирафа значительно больше, чем следов львов и слонов. Художники также чаще изображали взрослых животных, а не молодых, а следов самцов часто было больше, чем следов самок. Следопыты предполагают, что наскальные изображения служили учебным пособием для молодых охотников.Исследование опубликовано в журнале PLOS ONE.