Я сама «отмотала» в музыкальной школе по классу фортепьяно 7 лет, как говорится, от звонка до звонка, для меня это была настоящая пытка, естественно отбившая у меня всякий интерес к классической музыке на долгие годы.
Сейчас я думаю, что основная загвоздка была в сухости преподавания, но я-то этим не страдаю, поэтому сегодня вы узнаете:
🎶 Как Ференц Лист стал секс-символом XIX века.
Долгое время, музыканты всецело зависали от своих покровителей-работодателей, временами это очень отражалось на их творчестве. Гениальный Йозеф Гайдн, который фактически был основоположником жанра симфонии, при жизни был придворным слугой, Бах был городским органистом и руководителем школьного хора, про сложный карьерный путь Моцарта вообще целую рок-оперу сделали.
Первым «свободным художником» стал только Людвиг Ван Бетховен.
Но слава немецкого композитора, даже рядом не стояла с ажиотажем царившим вокруг персоны юного Ференца Листа. Этот человек стал первой настоящей музыкальной «селебрити»
По некоторым сведениям, отец Листа стал учить мальчика музыке с 5 лет, а уже в 8, тот дал свой первый публичный концерт. Понимая необходимость серьезного образования, отец отвез сына в Вену, где игре на инструменте он учился у Карла Черни - лучшего преподавателя фортепьяно своего времени, а теории у Антонио Сальери, да того самого.
И знаете что, учился мальчик бесплатно, ведь абсолютно все профессионалы отмечали его музыкальное дарование.
На первом венском концерте Листа, он был настолько виртуозен, что часть слушателей не поверила, что он играет сам, пока рояль не повернули к залу так, чтобы были видны руки. Так был сформирован его фирменный концертный стиль и современная условность: пианист сидит к публике в профиль.
Кроме того, в молодости он был аристократически красив и харизматичен. Лист одним из первых в музыкальной индустрии перешел с классических и очень дорогих портретов маслом на литографию (которая производилась быстро, много и легко распространялась).
Со временем, Лист стал знаменит до неприличия, его аудиенции жаждали дворяне и короли. Он дружил со светилами европейского искусства.
Чего только стоит эта картина:
«Ференц Лист за фортепиано» (1840 г.)
Только представьте себе уровень связей Листа. Потому что рядом с пианистом сидят самые светлые головы Парижа: Александр Дюма, Виктор Гюго, Жорж Санд, Паганини и Росинни.
Кроссовер, который мы не ждали.
Европейская публика Листа обожала, доходило до настоящей одержимости.
Все это фанатское безумство получило даже официальное название «Листомания» или «Лихорадка Листа». Впервые этот термин был выделен после концертного сезона 1841 года.
Листомания характеризовалась истерически неадекватной реакцией на музыканта и его творчество. Сообщалось, что игра Листа поднимала настроение публики до уровня экстаза, временами воспитанные дамы и господа брались штурмовать сцену, выхватывая у пианиста перчатки и носовые платки. Его изображения носили на брошках и подвесках, посетители кафе боролись за то, чтобы забрать остатки из его кофейной чашки, окурки его сигарет помещали в золотые медальоны.
Ну а Ференц Лист знал о своем влиянии и всецело им наслаждался. Вот такая история.