Найти тему
СГЮА | Саратов

ДРУГАЯ СТОРОНА «НОЧНОЙ ВЕДЬМЫ»

Оглавление

Всего несколько лет активной преподавательской деятельности связывают героиню нашей статьи с Саратовской государственной юридической академией. Известная всему миру одна из «ночных ведьм», советский военный авиационный штурман, участница Великой Отечественной войны в составе 46-го гвардейского ночного бомбардировочного авиационного полка, гвардии капитан в отставке, журналист, писатель, общественный деятель, член Союза журналистов СССР и Почетный гражданин Саратовской области Ольга Тимофеевна Голубева-Терес была преподавателем английского языка кафедры иностранных языков Саратовского юридического института имени Д.И. Курского (ныне СГЮА) с 1964 по 1971 годы.

В день ее столетия мы решили рассказать вам о ней, ее подвигах и просто о жизни, постараться показать, насколько легендарной женщиной она была, оставаясь в нашей памяти такой до сих пор.

По словам ее дочери, Марины Трофимовой, Ольга Тимофеевна была очень требовательным преподавателем.

Вряд ли «ночную ведьму» можно было испугать темнотой, ведь это была их «стихия». А бесстрашие и решительность всегда были присущи Ольге Тимофеевне.

Все могло бы быть по-другому…

Однажды Лида ворвалась ко мне в вагон и скороговоркой сообщила новость: «Раненый летчик сказал, что Раскова женский полк формирует. Сталин приказ издал: всех летчиц беспрепятственно отпускать, где бы они ни были». У меня сердце упало: уедет Лида, ставшая мне родной, и некому будет даже пожаловаться, поплакаться…

– Через час уезжаю.

– Господи, ну что же мне делать?

– Комиссар дал тебе увольнительную меня проводить, – жалостливо посмотрела на меня Лида.

– Ладно. Идем…

Вот и поезд. С трудом протиснулись в тамбур. В вагон не влезть. Народу как сельдей в бочке.

– Пора, – сказала Лида.

– Я поеду с тобой.

– Что же будет?

– А ничего! – беспечно махнула я рукой. – Хуже не будет.

(отрывок из книги «Ночные рейды советских летчиц: из летной книжки штурмана У-2, 1941-1945», Ольги Голубевой-Терес)

Одна из книг, написанных Ольгой Тимофеевной Голубевой-Терес
Одна из книг, написанных Ольгой Тимофеевной Голубевой-Терес

Такие моменты в жизни принято называть переломными. И действительно, не будь тогда 18-летняя Ольга такой же бесстрашной и решительной, ее судьба могла бы сложиться совсем по-другому…. Но тогда, в январе 1942 года было принято это решение, и поезд уносил девушек навстречу их мечте – небу…

Фотография документа взята из открытых источников в Интернете
Фотография документа взята из открытых источников в Интернете

Огромное желание летать было, а вот необходимых знаний и навыков нет… к тому же, девушка сбежала со службы в военно-санитарном поезде и ей грозило серьезное наказание, но и здесь помог случай.

Я подала просроченную увольнительную. Раскова удивленно посмотрела на меня.

– Я убежала, – потерянным голосом произнесла я.

– Ах, девчонки, девчонки… – покачала головой Марина Михайловна. – Что же мне делать с тобой?

– Возьмите меня…

– Хорошо. Пойдешь электриком. Но ни одному человеку… Слышишь? Ни одному! Никому не говори, что сбежала. Документы сдала мне.

Вот так я попала в авиацию..

(отрывок из книги «Ночные рейды советских летчиц: из летной книжки штурмана У-2, 1941-1945», Ольги Голубевой-Терес)

Жажда неба помогала юной героине нашего рассказа быстро учиться новому делу. Через несколько месяцев она была уже вполне квалифицированным мастером. За год с небольшим службы в должности мастера по электро- и спецоборудованию Ольга Голубева обслужила 1750 самолетовылетов. «Присмотревшись к полетам, поставила перед собой задачу: стать штурманом. В 1943 году я поднялась в воздух в качестве штурмана», из автобиографии Ольги Голубевой-Терес.

Фрагмент автобиографии из личного дела Ольги Голубевой-Терес.
Фрагмент автобиографии из личного дела Ольги Голубевой-Терес.
У-2. На таком самолете совершала боевые вылеты штурман Ольга Голубева-Терес
У-2. На таком самолете совершала боевые вылеты штурман Ольга Голубева-Терес
У-2. На таком самолете совершала боевые вылеты штурман Ольга Голубева-Терес
У-2. На таком самолете совершала боевые вылеты штурман Ольга Голубева-Терес

До войны У-2 (позже его переименовали в По-2, по фамилии конструктора Поликарпова) был простейшим учебным самолетом. Его технико-тактические данные весьма определенны: скорость — 100 километров в час, потолок — две тысячи метров, броня — фанера вперемежку с перкалью, вооружение — дерзость... На По-2 две открытые кабины. Первая — для летчика, вторая — для штурмана. Они очень тесны, эти кабинки, состоящие из зеленых матерчатых стен, натянутых на деревянные палки. Перед глазами вмонтирована небольшая доска с закрепленными на ней приборами. Чуть сверху, над ними, впереди — туманно-желтый козырек из плексигласа. Перед коленями торчит ручка управления. Управление двойное, то есть самолет может вести как летчик, так и штурман.

Возможно, что в двадцатые годы У-2 и был результатом гениальной конструкторской мысли. А на этой войне, рядом с огромными машинами, он кажется букашкой. Наши пехотинцы называют его «кукурузником», «отважным воробьем», «керосинкой» и каждую ночь ждут «небесного тихохода», который самоотверженно летит в любую погоду, чтобы помочь своим наземным войскам одолеть врага. По-2 стал незаменим на войне, особенно при поражении точечных целей. А моральное воздействие на врага вообще не поддается описанию. По-2 угнетающе действовали на психику гитлеровских солдат. От заката до восхода солнца над их головами висели невидимые в темноте «рус фанер» и методично сбрасывали бомбы. При этом нельзя было определить, где и когда упадет следующая. Постоянное напряженное ожидание бомбежки и вслушивание в монотонное гудение назойливого «комара» выводили врага из равновесия.

(Отрывок из книги Ольги Голубевой-Терес «Страницы из летной книжки»)

Всего за годы войны на ее боевом счету значилось 600 боевых вылетов. Последний вылет она совершила 1 мая 1945 года на бомбардировку немецкой военно-морской базы Свинемюнде.

Ольга Тимофеевна Голубева-Терес награждена орденами «Красного Знамени», Отечественной войны 1-й степени – дважды, «Красной Звезды», орденом Славы 3-й степени; медалями «За боевые заслуги» – дважды, «За оборону Кавказа», «За освобождение Варшавы», «За взятие Кенигсберга», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.».

Бабушка Лёля

В отличие от сослуживцев и в дальнейшем коллег Ольги Тимофеевны, для семьи легендарная летчица была первым делом мамой и бабушкой, хотя и строгой.

Мадама Капитана

После окончания Великой Отечественной войны Ольга Тимофеевна продолжила службу в армии. Летом 1951 года она окончила Военный институт иностранных языков Советской Армии по специальности «Референт-переводчик английского и испанского языков». После его окончания она по распределению должна была отправиться в Аргентину, но в декабре того же года по семейным обстоятельствам в звании гвардии капитана вышла в отставку.

Круг замкнулся

Ольга Тимофеевна вернулась туда, откуда начинала свой боевой путь – на Саратовскую землю. Но и здесь ей пришлось быть стойкой.

Фрагмент автобиографии из личного дела Ольги Голубевой-Терес
Фрагмент автобиографии из личного дела Ольги Голубевой-Терес

Параллельно работе в Саратовском юридическом институте имени Д. И. Курского с 1970 года была лектором Всесоюзного общества «Знание». Одновременно Ольга Голубева-Терес начала публиковаться в различных периодических изданиях.

В 1974 году в Приволжском книжном издательстве вышла ее первая книга «Звезды на крыльях». В 1975 году Ольга Тимофеевна стала членом Союза журналистов СССР. После выхода на заслуженный отдых она продолжала писательскую деятельность, а также активно занималась общественной работой. Являлась членом Президиума Саратовского областного совета ветеранов войны, труда, Вооруженных сил и правоохранительных органов, председателем комиссии по патриотическому воспитанию молодежи.

29 декабря 2003 года постановлением Саратовской областной Думы № 20-803 за проявленные мужество и героизм при исполнении гражданского долга по защите Отечества, большой вклад в военно-патриотическое и нравственное воспитание молодежи Ольге Тимофеевне Голубевой-Терес было присвоено звание Почетного гражданина Саратовской области.

Всю свою послевоенную жизнь она отдавала молодежи, чтобы «стали они трудолюбивыми мыслящими, бескорыстными, любящими своей труд, верящими себя и в Родину…» – фрагмент автобиографии из личного дела Ольги Тимофеевны.

Ольга Тимофеевна ушла из жизни в 2011 году. Светлая память легенде! Мы помним! Мы гордимся!