Найти в Дзене
НУАР-NOIR

Убийство, которого не было, в фильме, которого нет

Вопреки распространенному мнению, первый фильм в жанре «найденная пленка» - вовсе не «Ад каннибалов», а «Время умирать» - удивительный французский фантастический проект, бывший дебютом не менее удивительного французского режиссера Андре Фарважи, который таинственным образом так и остался в памяти европейской публики в связи со своим ярким стартом. А ещё именно эта лента позволяет понять, откуда взялось «на самом деле» «Шоссе никуда» Дэвида Линча, что невыгодно лишает его короны «странного гения», низводя куда-то на уровень «хитрых эпигонов». Хотя лично нас в первую очередь заинтересовало то, что «Время умирать», говорит о «памяти будущего», которая обретается через амнезию. То есть по форме этот проект – «найденная пленка», но по содержанию - «самореализующееся пророчество». Кинопленка в данном случае - не самостоятельный артефакт, но лишь «пусковой механизм», который дает старт череде трагических событий. Скачущая галопом на белой лошади женщина несет её в руках. Но падает, теряет со
-2

Вопреки распространенному мнению, первый фильм в жанре «найденная пленка» - вовсе не «Ад каннибалов», а «Время умирать» - удивительный французский фантастический проект, бывший дебютом не менее удивительного французского режиссера Андре Фарважи, который таинственным образом так и остался в памяти европейской публики в связи со своим ярким стартом.

А ещё именно эта лента позволяет понять, откуда взялось «на самом деле» «Шоссе никуда» Дэвида Линча, что невыгодно лишает его короны «странного гения», низводя куда-то на уровень «хитрых эпигонов».

Хотя лично нас в первую очередь заинтересовало то, что «Время умирать», говорит о «памяти будущего», которая обретается через амнезию. То есть по форме этот проект – «найденная пленка», но по содержанию - «самореализующееся пророчество».

Кинопленка в данном случае - не самостоятельный артефакт, но лишь «пусковой механизм», который дает старт череде трагических событий. Скачущая галопом на белой лошади женщина несет её в руках. Но падает, теряет сознание, а пленка в коробке подобно клубку из сказки катится в сторону, где попадает в руки помощника очень состоятельного человека.

Кадр из фильма «Время умирать» (1970)
Кадр из фильма «Время умирать» (1970)

Движимые любопытством люди смотрят фильм и видят необычное свидетельство – убийство их шефа, предпринятое незнакомцем. Однако Макс Тоффлер (так зовут их «патрона») жив и здоров, помирать не собирается. Более того, ни в каких инсценировках собственной гибели не принимал участия.

Кадр из фильма «Время умирать» (1970)
Кадр из фильма «Время умирать» (1970)

Одержимый заботой о своей безопасности и пытливой любознательностью он начинает расследование, идя по «следу из хлебных крошек»: номер пленки, кто на ней запечатлен, откуда она появилась и т.д.

Кадр из фильма «Время умирать» (1970)
Кадр из фильма «Время умирать» (1970)

В итоге найдена безымянная женщина, которая никак не может вспомнить, кто она есть, но она точно уверена, что пленка была у неё в руках. Так же удалось установить, что выстрелы на записи произвел президент фонда «Солнце культуры», а потому его с превентивными целями похищают.

Кадр из фильма «Время умирать» (1970)
Кадр из фильма «Время умирать» (1970)

Однако тот не знает и не ведет, о чём идет речь. Впрочем, развитие событий, несмотря на все усилия участников, идет именно к тому, чтобы трагедия всё-таки произошла, хотя её пытаются всеми силами предотвратить. Тем не менее, с каждым действием только приближают кровавую развязку.

Кадр из фильма «Время умирать» (1970)
Кадр из фильма «Время умирать» (1970)

В данном случае интересен даже не феномен «самореализовавшегося пророчества», что имеет своей изначальной точкой сюжет про Макбета, а парадокс несуществующего послания. В предложенном варианте он дополнен, по сути, несуществующим персонажем, а именно, женщиной на лошади, которую сыграла Анна Карина известная по участию в ранних фильмах Годара.

Кадр из фильма «Время умирать» (1970)
Кадр из фильма «Время умирать» (1970)

«Несуществующее письмо» – это важный элемент в творчестве уже современных режиссеров Бенсона и Мурхеда, которые делают медийные послания важным аспектом «общения с потусторонним». В «Ломке» демон общается людьми через фото и кинозаписи. В «Паранормальном» сюжет запускается с того, что главные герои получают видеокассету, которую (как выяснятся) им никто не посылал.