Бизнес-посольство Dipmission в интервью-проекте «Искусство создавать» беседует с самобытными мастерами, руководителями уникальных производств и интересными людьми в смежных с недвижимостью сферах.
Мы взяли интервью у сооснователя и генерального директора компании Sagarti Александра Щипалкина. Он рассказал о специфике производства люстр из фарфора, команде и о том, как удаётся создавать нишевый продукт за миллионы рублей.
- Почему в качестве материала выбрали именно фарфор?
- Мы изначально хотели делать продукцию премиум-класса, и материал выбирали соответствующий. Благородный фарфор идеально подошел для реализации наших задумок. Он пропускает свет, что создает эффект теплого, декоративного освещения в интерьере, отличается белизной, высокой прочностью и долговечностью - изделия из фарфора передаются из поколения в поколение, их ценность только увеличивается с годами.
Люстры премиум класса и тем более из фарфора в России производят единицы. Поэтому пошли этим непростым путем и постарались закрыть эту нишу и потребность покупателя.
Мы используем два вида фарфора - бисквитный и глазурованный. «Бисквит» не покрывается глазурью и выглядит нежным, бархатистым. Выполненные из него элементы изящные и тонкостенные. При направленном свете они слегка просвечивают за счет тонкой и точной работы мастеров.
Глазурованный фарфор производится иначе. Детали проходят несколько этапов обжига. Первый – до глазурования. Для того, чтобы изделия затвердели и фарфор стал более пористым. Затем их окунают в жидкую глазурь, чтобы при повторном обжиге изделия получили стекловидную поверхность.
- Как вы создали первую люстру? На что вы опирались, на кого равнялись при создании? Какая у неё судьба?
Идею подсказала сама жизнь. Мы вместе с Никой Елистратовой, Анной Романовой и Ольгой Пугачевой работали в сфере дизайна интерьеров в премиум-сегменте и понимали, что в России практически нет производителей такой продукции. Большинство брендов предлагали светильники из стекла, металла и хрусталя. Все приходилось везти из Европы.
В период очередного падения рубля, в 2016-м, ценник за премиум-люстры вышел из всех разумных рамок, и мы решили изготовить первую люстру под конкретный проект. Получившаяся люстра понравилась не только заказчику, но и нам самим. Мы окончательно приняли решение двигаться в этом направлении. Интерьер мы не снимали, но сохранилась первая тематическая фотосессия этой люстры.
Первой коллекцией стала Tenea, модель имела тот же принцип, по которому изготавливаются большинство коллекций на данный момент - на нитях оптоволокна были расположены подвесы, дополненные кристаллами Swarovski.
Самые первые декоративные подвесы в виде бабочек изготавливались не из фарфора, а из высококачественных полимерных смол. Параллельно шла работа по освоению технологии работы с фарфором.
Первую люстру изготовила команда из 10 человек: дизайнеры, конструктор, технолог и несколько сотрудников первого цеха. Для создания прототипа подвеса использовали 3D-принтер, что очень ускорило воплощение идеи. Скульптора на тот момент в команде не было. Первый образец мы повесили в офисе нашей дизайн-студии, и клиенты начали спрашивать, где купить такую люстру.
Вдохновением для самой первой коллекции Tenea послужили работы одной из старейших испанских компаний по производству предметов освещения и декора из фарфора. Оттуда мы позаимствовали красоту и эстетику оптоволокна и идею использовать фарфор.
Коллекция Tenea с элементами-бабочками была похожа на люстру, которая была источником вдохновения. И хотя сам подвес был разработан нашими дизайнерами и имел другую форму, применен другой принцип и дизайн основания, мы не считали коллекцию своей на 100%.
Коллекция имела успех - одна из наших люстр Tenea украшает Российскую государственную детскую библиотеку Москвы. Но всё-таки первый год работы досадно было постоянно слышать вопрос: «А кроме бабочек у вас что-то есть?». Уже через год мы выпустили три новые коллекции.
Коллекция Tenea была выведена из ассортимента в 2020-м. Но сейчас мы снова возвращаемся к этому образу и подвесу в виде бабочки, уже в новом осмыслении. Деталей пока не раскрываем, но в ней использованы цветной фарфор и необычные формы.
- Сколько занимает создание новой модели?
- Весь этап от идеи до готового продукта занимает около года. Дизайнеры предлагают идею и согласовывают ее с технологами. Они решают, как ее реализовать и что требуется. Затем рисуем 3D-макет, конструкторы просчитывают основные параметры и детали светильников. Мы всегда с запасом просчитываем нагрузку на металлическую конструкцию основания, ведь вес люстр немаленький.
После этого скульптор изготавливает прототип. Специалист-формовщик создает гипсовую основу для изготовления фарфоровых подвесов. Жидкий фарфор заливается в гипсовую форму и застывает.
Через пару часов каждую деталь шлифуют и выглаживают вручную, а затем обжигают сутки в печи. Мы изготавливаем и обрабатываем вручную каждую деталь, так как ни одна машина не способна сделать все четко и аккуратно.
Тестовый образец еще раз корректируется дизайнерами и технологами и только потом запускается в продажу. Над одним светильником работают порядка 40 человек.
- Через какое время и количество светильников вы вышли на потоковое производство со стабильными заказами?
- Конечно, несколько первых лет компании, когда и бренд еще был мало знаком в среде дизайна интерьера, и доверия к производителю еще не было, это были немногочисленные сделки. Зато часто очень крупные.
Примерно с 2019 года ситуация стала более стабильной, но производство потоковым назвать все равно нельзя – такова специфика. Многие модели создаём на заказ, единственными в своем роде. Есть и стандартный ассортимент, и даже модели на складе, которые мы можем отгрузить из наличия, но процент уникальных изделий всегда составляет примерно 30-50% от общего оборота.
- Сталкивались с тем, что кто-то пользуется вашими разработками?
- Видим реплики крайне редко: повторить все с точностью до деталей невозможно: за этим стоит работа технологов, дизайнеров, других участников команды. Это очень трудоёмкая работа – сделать так, как мы, поэтому сравнения с оригиналом копии, конечно, не выдерживают.
- Сколько в среднем стоят люстры Sagarti? Расскажите о самых масштабных заказах.
- Средняя стоимость люстр Sagarti — 500 тыс. руб. Модели можно увидеть в частных интерьерах и общественных пространствах. 80% изделий реализуем в России, большая часть международных сделок - страны Ближнего Востока. Предметы освещения можем изготовить стандартных параметров, прописанных в прайс-листе, так и нестандартных - сильно нестандартных! В месяц число проданных изделий колеблется от 50 до 100 позиций.
Самая дорогая пока наша люстра стоила 5,1 млн. рублей. Это Espira 220х212 см. Висит в частном доме в Бахрейне.
Вторая по масштабу - люстра Ellea 170х425 см, стоимостью 4,5 млн. Она была изготовлена для выставки MosBuild, а сейчас находится в частной резиденции. И, конечно, люстра из Российской государственной детской библиотеки - 180х500 см и 1000 нитей оптоволокна.
- Каким был коллектив на старте и сейчас? Какие сотрудники оказали наибольшее влияние на модернизацию производства?
- На старте нас было 10 человек, основным двигателем проекта был отдел дизайна: я, Ника Елистратова, Ольга Пугачева и Анна Романова. Мы разрабатывали модели и коллекции. Весь состав до сих пор работает в компании и продолжает создавать идеи и смыслы.
Нашей компании повезло с талантливыми сотрудниками. Без команды все остальное - всего лишь мертвые вещи или нереализованные идеи. Например, главный технолог компании, Андрей Холуев - историк по образованию. Он самостоятельно освоил сложную и полную сюрпризов технологию изготовления из костяного фарфора, скульптурного и классического китайского.
Конструктор Владимир Погодин придумал, как создавать грандиозные люстры диаметром более 2 метров и высотой более 10. Начальник производства Наталья Холуева с нуля организовала все производственные процессы в компании.
Можно еще многих людей можно перечислять поименно и с заслугами, нам вместе удалось за 7 лет заработать мировую известность для Sagarti. Основное правило работы в компании: развивайся и бери на себя ответственность за свою жизнь и за свою работу.
- Как устроено производство в Пензе? Не мешает ли расположение работе?
- У нас производство полного цикла. Базируемся в Пензе рядом с территорией бывшего завода ЗИФ. Основные производственные участки расположены в одном здании, сборка и административный офис - в соседнем. Только так можно максимально вовлекаться в процесс.
В компании сейчас работает более 80 сотрудников: дизайнеры, технологи, скульпторы, мастера ручного труда, менеджеры, маркетологи, бухгалтеры, отдел снабжения и разработок.
Расположение в Пензе не мешает, потому что в первую очередь люди смотрят на дизайн, а не где и кто изготовил. Этот вопрос возникает позже. У нас много клиентов из Катара, Омана, Эмиратов, где дружелюбно относятся к русским. Часто на выставках бывают ситуации, когда нас путают с итальянцами: «Пенза? Может быть Пиза?» Мы смеемся, потому что не все знают, что в России есть такой город – получается, работаем на имидж Пензы.
В сфере премиального дизайна решение о покупке во многом зависит от внешнего вида и уникальности предмета. Все остальное – вторично. Функциональностью и электронной начинкой сейчас никого не удивить.
- Вы заявляете высокий уровень сервиса. Что вы предлагаете своим клиентам?
- Полное сопровождение клиента. С ним работает персональный менеджер, над нестандартными заказами работают наши штатные дизайнеры и технические специалисты, мы реализовываем практически любую задумку клиента, интегрируем изделия в дизайн-проект заказчика так, чтобы они вписались идеально. Занимаемся установкой и техническим обслуживанием.
Много нюансов вплоть до особенной упаковки изделий. Это прочный фанерный короб, разработанный с учетом всех особенностей люстр, чтобы обеспечить их сохранность при перевозке. Съемные фарфоровые подвесы надежно упаковываются и размещаются в отдельном отсеке короба. Упаковку разработали наши конструкторы.
- Кто ваши клиенты?
- Мы работаем как с частными заказчиками, так и с партнерами - салонами, дизайнерами интерьера, комплектаторами, архитекторами. Совместно с застройщиками пока не работали, но это нам интересно. Интересуемся работой с девелоперами гостиниц, баз отдыха, ресторанов.
О Sagarti покупатели в первые годы работы узнавали из Instagram (организация Meta признана экстремистской и запрещена на территории РФ), который стал основным каналом продаж и принес только за первый год около сотни заказов. Удивительно, но факт – люди покупали люстры с ценником несколько сотен тысяч рублей по картинке!
Кстати, мы не ограничиваем себя только предметами освещения, и постоянно ищем новые ниши. Например, пробуем свои силы в создании предметов интерьера и ювелирных украшений. Так что вполне возможно, вы услышите о Sagarti и в другом ключе.
Делитесь мнением и подписывайтесь, чтобы не пропустить следующее интервью с интересным героем.
Если вы знаете людей, которые обязательно должны попасть в наш интервью-проект «Искусство создавать», смело пишите!