Эту замечательную жанровую картину Аркадия Пластова знают если не все, то многие.
Хмурый весенний день, молодая обнаженная девушка кутает малышку в банном дворике – что может быть роднее и приятнее глазу? Несмотря на то, что картина хрестоматийная, ее оказывается, чуть не подвергли жесткой цензуре, и вовсе не за откровенность и наготу.
Аркадий Александрович Пластов – советский живописец, Народный художник СССР (1962). Академик АХ СССР. Лауреат Ленинской премии (1966) и Сталинской премии первой степени (1946). Мастер деревенской жанровой картины.
На произведения с элементами ню в советском искусстве, как ни странно, не было строго запрета. Наоборот, если в центре повествования оказывались молодые, красивые и сильные пролетарии – даже поощрялось. Словом, идея должна была демонстрировать здоровье нации и никакого подтекста или разврата.
Во второй половине ХХ века появляется множество сцен с купальщицами, работягами, поджарыми колхозницами и так далее. Конечно, ни у кого бы и в мыслях не было раздеть учительницу или врача – только тех, кто ближе к природе и необузданному духу свободы.
Свою знаменитую весеннюю картину Пластов пишет в 1954 году. С ней связана интересная история: сын художника помогал в работе над полотном и в шутку приклеил к краске кусочек газеты (смотри, папа, снег идет!). Пластов так проникся этой идеей, что в последствии вместе с сыном добавил снежинки к весеннему настроению, которые красиво контрастировали с розовым распаренным телом героини.
Но нежная сцена вполне устроила критиков, возмутило их кое-что другое. Почему это советские деревенские жители показаны в таких убогих условиях? Баня по-черному, неубранный двор, где же глянцевая и причесанная картинка счастливого советского бытия?
Факт обстановки как раз-таки чуть не послужил причиной забраковать работу, но публика встретила ее очень радушно и критики отстали. А образ героини, который художник частично писал со своей жены, вошел в историю русского искусства как «северная Венера» - образец женственности и натуральной красоты. Таковым считается и до сих пор.