Найти тему
ринат исмагилов

Поверьте , не ради памятников они все это делали.

картинка из интернета.
картинка из интернета.

Такой памятник со словами благодарности оренбургскому купечеству установили на местном Центральном рынке.

картинка из интернета
картинка из интернета

Заслужили ли они благодарную память потомков? Безусловно. Достойные были мужчины (в большинстве своем), основательные.
Купцами становились предприимчивые энергичные люди , которые если и затевали какое нибудь коммерческое предприятие , то только при условии получения собственной прибыли. Без всякой разработки бизнес - планов , доверяя только своей природной "чуйке", зная спрос на тот или иной товар, или услуги , рискуя при этом собственными или заемными средствами. Разбогатевшие купцы выделяли часть собственных капиталов на благотворительность. Вкладывали ли они свои средства в благоустройство данного рынка ? - Может быть . Но в истории таких сведений не сохранилось.

Есть другие люди, которые точно вложили "свои кровные"во все преобразования на этом месте. Это - торгующие на рынке . Думаю, когда нибудь, придет время и на территории рынка или рядом с ним появится памятник людям , которые в 90-ые вынуждено стали "челноками ," чтобы спасти свои семьи от унизительной бедности . В итоге , обеспечив финансовое благополучие себе и своим близким , они ,одновременно, возродили экономическую жизнь в России. И делали все это не ради памятников, и никогда не ожидали за это благодарности.

Скульптуры с изображением "челноков" установлены во многих городах:

картинка из интернета
картинка из интернета
картинка из интернета
картинка из интернета
картинка из интернета
картинка из интернета
картинка из интернета
картинка из интернета

По некоторым оценкам "челночным " бизнесом занимались около 10 миллионов наших сограждан. Многие,продолжающие жить по советским традициям, считали их спекулянтами, перепродающими купленный по дешевке товары со своей наценкой. Они даже представить себе не могли каких трудов стоило закупить и доставить этот товар до торговой точки. Я знаком с этим вопросом "изнутри",потому что сам был одним из этих челноков. По началу, страшно было полностью порвать со своей работой на заводе, где проработал много лет, поэтому поездки за товаром совершал только по выходным дням. Дополнительный заработок был крайне необходим - в семье росли двое малолетних детей. Билет на самолет до Москвы и обратно "отбивался" уже после продажи одной пары привезенных кроссовок, другая пара приносила чистую прибыль. Но для этого надо было "порысачить"по Москве в поиске товара, когда не было времени ни поесть ни попить. Еду и питье, гостинцы для детей закупали уже перед посадкой на самолет у бабулек торговавшими продуктами прямо с земли у здания аэропорта в Домодедово.

таким он был в 90-х, картинка из интернета
таким он был в 90-х, картинка из интернета

Сейчас трудно даже представить, что такое было возможно., особенно в Москве.

картинка из интернета
картинка из интернета

Что говорить об удаленном Домодедове, когда торговали "с земли" даже в центре столицы.

картинка из интернета
картинка из интернета

На рынках всегда "крутились" большие деньги. А где деньги - там и криминал: карманники , рэкетиры, наперсточники.

картинка из интернета
картинка из интернета

С "добытым" товаром возвращались домой в переполненных самолетах.

картинка из интернета
картинка из интернета

Летали не только по стране, но и за рубеж.

картинка из интернета
картинка из интернета
картинка из интернета
картинка из интернета

Эти изображения торговых улочек Стамбула вызывают ностальгию по прежним временам. Где прежняя дешевизна товаров! Когда дубленку там можно было купить за 40 долларов, а поесть уличной еды за 1 доллар.

Впервые я побывал в Стамбуле в 1993году.Это был вообще мой первый выезд за границы Советского Союза. До последнего не верилось , что такая поездка будет возможной. Только увидев после приземления в аэропорту "Боинги" и "Аэрбасы" самых разных авиакомпаний , осознал что "железный занавес" преодолен. Тогда же я впервые стал "миллионером", обменяв часть долларов на турецкие лиры.

картинка из интернета
картинка из интернета

Оказалось, что инфляция- это заразная болезнь ,прошло совсем немного времени и "миллионерами" стали многие россияне.

картинка из интернета
картинка из интернета

В СССР о Стамбуле - "городе контрастов" знали только по фильму "Бриллиантовая рука", который на самом деле снимался в Баку. В 90-х годах тысячи , тогда еще советских людей, впервые открывали для себя этот древний город , а местные жители знакомились с "руссо туристо", совсем не похожих на героев этого фильма:

картинка из интернета
картинка из интернета

А с реальными земными людьми, которых совсем не сковывал пресловутый "облико морале".

В те годы в моде были блестящие лосины, часто очень ярких расцветок, и многие из наших соотечественниц использовали их в своем гардеробе

картинка из интернета
картинка из интернета

Такие формы повергали многих местных жителей в ступор. Особенно горячих турецких парней. Контраст с турецкими женщинами был поразительным.

картинка из интернета
картинка из интернета
картинка из интернета
картинка из интернета
картинка из интернета
картинка из интернета
картинка из интернета
картинка из интернета

Нам говорили что в Турции воров искоренили еще в прежние суровые времена, когда за воровство отрубали руки, а преступников возили по городу в чанах с дерьмом, и палач взмахом меча заставлял их полностью погружаться в испражнения, чтобы не лишиться головы.

картинка из интернета
картинка из интернета

В реальности , оказалось что это не совсем так. В гостинице кто то шарил в наших сумках, после чего не хватало каких то вещей. Карманник вытащил у меня из нагрудного кармана портмоне, вот на этой многолюдной улице.

картинка из интернета
картинка из интернета

Я видел его руки появившиеся из-за моей спины, но никак этому не мог помешать , потому что был тесно зажат в толпе и в обеих моих руках были пакеты с дубленками. Все произошло очень быстро , лица злоумышленника я не видел, а когда все таки удалось повернуться - его уже и след простыл. Но если он хотел на мне поживиться, то это было напрасно. Потому что опытный российский челнок(а я уже к тому времени был таким), никогда не хранил деньги в портмоне, которое к тому же лежало в наружном кармане. Для хранения использовался потайной карманчик пришитый с внутренней стороны в трусах. Вот туда я бы не допустил вора ни при каких обстоятельствах. Потеря дешевого портмоне , конечно огорчила. Но зато был получен бесценный опыт - я убедился ,что не надо верить в байки про отсутствие преступных наклонностей у тех или иных народов.

С появлением оптовых московских рынков жизнь "челноков" немного облегчилась. Туда свозились товары со всего света, пусть приобретенный там товар был дороже , чем купленный на месте его производства, но и затраты на поездку были меньше.

Картинка и из интернета
Картинка и из интернета

И в разы легче и дешевле его перевозка.

на картинке из интернета - рынок в Лужниках
на картинке из интернета - рынок в Лужниках

Несколько лет бронзовый Ленин был вынужден ежедневно смотреть на это возрождение дикого капитализма. Здесь совершался тот самый обмен товаров на деньги , о котором писали классики марксизма - ленинизма. Вся территория Лужников и даже подтрибунные помещения сдавались в аренду под торговые палатки.

картинка из интернета
картинка из интернета
картинка из интернета
картинка из интернета
картинка из интернета
картинка из интернета

Автобусы со всей страны привозили сюда десятки тысяч "челноков".

картинка из интернета
картинка из интернета
картинка из интернета
картинка из интернета

Только из нашего города на оптовые рынки Москвы отправлялось до 20 автобусов одновременно.

Выбор в пользу автобусов обуславливался тем , что он доставлял прямо на рынок, минуя все другие передвижения по Москве ,и обратно на тот рынок ,где товар будет реализован. Время в пути до Москвы занимало около 20 часов, столько же и обратная дорога, плюс 12 часов в Москве. Таким образом вся поездка продолжалась чуть более 2-х суток. Для удобства "челноков", в автобусах оборудовали спальные места : вместо сидений из досок делали настилы , на которых лежали матрасы, под лежачими местами оставались места для багажа. Почти все время в пути пассажиры лежали , вставая только в туалет ,и на стоянках. По дороге "туда" можно было немного поразмять ноги ,прогуливаясь между рядами , на обратной дороге , когда все проходы были завалены сумками с товаром , такой возможности не было. "По нужде" до туалета надо было пробираться под самым потолком. С такими неудобствами все мирились, ведь среди этих гор с сумками были и их вещи.
По пути следования автобусов появлялись целые рынки еды. Самым крупным был тот что в поселке Умёт в Мордовии. Вдоль трассы располагались десятки кафешек, в период самого расцвета их количество достигало четырех сотен,

картинка из интернета
картинка из интернета

В Москву автобусы въезжали ночью, и сразу же на территорию Лужников. Утром все прибывшие разбегались по рынку в поисках своего товара. И очень быстро заполняли багажники и салоны автобусов сумками и тюками , под самую крышу, затем втискивались сами.

Поездки на таких автобусах были не безопасны. Случались аварии, с погибшими пассажирами и водителями. Бывали и случаи ограбления , когда автобусы останавливали на трассе и бандиты отбирали у "челноков" все деньги. Но ,не смотря ни на что, люди продолжали ездить. И не жажда наживы их к этому принуждала. Просто надо было обеспечивать достойную жизнь своим семьям: досыта кормить и иметь возможность хоть иногда баловать подарками своих детей, помогать своим старикам - родителям . Да и самим жить достойно, в достатке. Восстанавливать жизнь порушенную "шоковой терапией" , запущенной пухлым "реформатором", в результате которой миллионы людей враз стали нищими и никому не нужными в собственной стране.

В общем - спасали себя сами. Зная , что в нашей стране:

картинка из интернета
картинка из интернета