Найти в Дзене
Дневник трейдера в юбке

Статья для тех, кто думает, что бензин в России стоит дорого

Оглавление

Сегодня я решила разобрать наше ценообразование на бензин чтобы стало чуть-чуть понятнее почему мы оказались в текущей ситуации, когда цены растут хотя наша страна добывает немало нефти. К текущей ситуации мы шли долго и совсем не той дорожкой о которой многие думают. Статья получилась немного не в моем духе, но она о суровых буднях...

Сколько должен стоить бензин

Я человек, который до закрытия границ много поездил по Европе. Были у меня и командировки когда я передвигалась на общественном транспорте и отпуска, когда я бронировала машину в аэропорту и проезжала на ней добрую четверть Италии. И хочу сказать, что бензин заграницей всегда стоил намного дороже, чем у нас. В 2019 году дизель в Хорватии стоил уже под 100 рублей за литр. И стоил он так не спроста. Сейчас я смотрю на текущий ценник и понимаю, что он еще подрос. Соляра в Хорватии летом стоила 1.627 евро или 167 рублей.

Источник https://ru.globalpetrolprices.com/Croatia/gasoline_prices/
Источник https://ru.globalpetrolprices.com/Croatia/gasoline_prices/

Я показываю эти цены не для того, что бы сказать, что нам еще есть к чему расти, а для того что бы стало понятно, что нашим нефтеперерабатывающим компаниям ЧАСТО было интереснее продавать топливо заграницу, а не внутри России. Роснефть, Лукойл - это все коммерческие компании, основная цель которых делать бизнес и зарабатывать деньги.

Демпфер

Что бы мы совсем не остались без бензина и нефти, много лет назад государство придумал демпфер на нефть и бензин. Если цены на мировом рынке были выше, государство доплачивало нефтеперерабатывающим компаниям, что бы им было выгоднее продавать в России. Размер демпфера рассчитывался исходя из средних цен там и тут и умножается на определенный коэффициент. Формула получается достаточно простой, ее можно посмотреть на скриншоте ниже.

Источник www.pravo.gov ru
Источник www.pravo.gov ru

Поскольку последнее время у нас наметилась тенденция на сокращение государственных расходов, то с 1 сентября коэффициент в формуле уменьшен до 0.5. В августе демпферные выплаты составили 185,9 миллиардов рублей!!!! Представляете насколько наш бюджет на самом деле субсидирует цены на бензоколонках? Ведь если бы не было демпфера, либо наши компании должны были поднять цены на российских АЗС, либо мы бы просто не увидели с вами топлива. Хотя сейчас некоторые газеты пишут, что есть регионы, где уже есть дефицит соляры.

Грубые расчеты

А теперь предлагаю сделать грубые расчеты. В Хорватии относительно Германии бензин дешевый, будем считать, что наше Правительство насчитало их среднюю цену 167 рублей и нашу - 65 рублей. Я беру цифру в 65 рублей потому, что по последним опубликованным цифрам Росстата, а именно на них опираются при расчете демпфера, средняя стоимость дизельного топлива по России 60,84 рублей.

Источник https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/145_13-09-2023.html
Источник https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/145_13-09-2023.html

Получаем, что размер демпфера для компаний теперь 0,5 х (167 - 65) = 51 рубль. То есть продавая топливо в России за литр они получат 51 + 65 = 116 рублей, а там чуть меньше 167. Я говорю про грубый расчет, потому, что безусловно есть еще издержки на перевозку топлива. но даже если заложить 20% на расходы там, то получается, что компания выгоднее продавать там рублей на 20 за литр...

Не все так просто

Но есть с демпфером еще одна маленькая беда. Если цены на наших заправках превысят индикативные на:

  • 10% для бензина;
  • 20% для дизельного топлива,

то демпфер за сентябрь не будет выплачен нефтеперерабатывающим компаниям в принципе. Сейчас они рискуют потерять миллиарды рублей.

Источник @kandinsky21_bot
Источник @kandinsky21_bot

И у компаний на самом деле прекрасный выбор:

  • продавать себе в убыток и не получить демпфер;
  • продавать себе в еще больший убыток и получить демпфер.

Как вы думаете, что они при это выбирают? Мне кажется самое оптимальное тут закрыть нефтеперерабатывающие заводы на ремонт, что бы никак не продавать. И они все конечно же ждут корректировки формул от нашего Правительства. Ну, а если их не последует, то кому-то будет проще поднять цену на дизель до 100+ рублей, не надеяться на какие-то субсидии, а просто продавать себе в прибыль.

Про акции

Что касается наших нефтеперерабатывающих компаний, их прибыли и перспектив, тут я немного спокойна. Сейчас цены на бензоколонках выросли, за счет этого у них образовалась определенная незапланированная прибыль. Как мне кажется, кто-то, а они не пропадут.

Приглашаю вас подписываться на мой телеграмм-канал.