Найти тему

Любимое стихотворение 🌸🌿

Поэзия - один из способов увидеть, почувствовать, понять мир и себя в нём. И когда она, поэзия, заново открывает правду о вечности, о бессмертии, о любви, когда её христианский взгляд выстрадан и лишён елейности и сытого благодушия, это драгоценно. Предлагаю прочесть статью о книге Анны Долгаревой "Красная ягода. Чёрная земля". Для нечитавших статья может оказаться дорожкой к самой книге, а читавшим поможет больше в ней заметить и понять.

О книге Анны Долгаревой «Красная ягода Чёрная земля».

Простор.

У Анны Долгаревой просторные стихи: ей удаётся и бескрайний северный пейзаж, и «белый снег над нами в Москве, пронизанной поездами». Она называет океан «серебристым домом, наполненным тайнами», она утверждает: «мне нужны огромные расстояния». И эта бескрайность и бесприютность не случайна.

В её стихах нет стен, загородок, заборчиков, небольших уютных мирков, которые люди склонны строить или выдумывать. Все стены разрушены.

Вот нашли женщину, вжавшуюся в стену храма во время бомбёжки. Стихотворение не говорит со всей очевидностью с каким тяжёлым увечьем она теперь в больнице, но то, что было её мирком, больше не существует. Что было в нём, что она умела? «Быстро печатать, ходить на каблуках по центру, улыбаться на тусовках, ездить в Египет летом и делать уютно дома».

И мы, и автор, разумеется, очень хотим, чтобы ранена она не была, но стихотворение не об оплакивании здоровья. Оно о том, что надо заново искать смысл в большом мире, когда твоего мирка больше нет,

когда рухнет огромное, небесное, страшное

посреди весёлой столицы,

прямо в наши дурные раззявленные лица,

прямо среди наших объятий, и танцев, и ламца-дрицы,

и нашей любви, никому не нужной, уже не важной…

Разрушение привычных огороженных мирков, комфорта, мелких удовольствий неотвратимо. И появляются строчки:

«…Я - обнажённая, как черепаха с сорванным панцирем…»

«Я – человек, родившийся без рубашки и кожи…»

«…Перед Богом мы все бездомны и все наги…»

Что же всё сокрушило? Разумеется, война, дышащая рядом смерть, расставания с погибшими. Нет никакой одежонки из лжи, собственных иллюзий, нет жирного защитного слоя благополучия на сердце. Нет никакого чик-трак, я в домике.

И прятаться от беды и смерти можно разве что за шторой, как прячется за ней от выдуманных чудовищ мальчик, который ждёт маму в сумерках. Ненадёжная защита. От обстрела шторы не спасли. Но стен между жизнью и вечностью тоже нет, и о том, что мальчик погиб, свидетельствует только то, что «не болит разбитое колено». Больше ничего.

В её стихах есть горе, но нет отчаяния. Потому что отчаяние – это тоже домик – подвал без окон, кокон, а на просторах другая скорбь, другая печаль: в ней нет замкнутости и безнадёжности. Есть где дышать.

Ощущение огромности мира, живого, интересного, пришло ещё в отрочестве и оказалось прививкой от эгоцентризма, от зацикленности на себе.

…заоконный вечер так огромен и так просторен,

и не море для корабля, а корабль для моря…

В стихах Анны Долгаревой текут реки, плещутся океаны, растут деревья, цветы и травы, но выкорчеваны те кусты, в которых Адам прятался от Бога.

-2

Любовь.

В приведенной прежде цитате мелькнула любовь «ненужная и неважная»? Что это?

Речь идёт о некоем суррогате любви, о связях, в которые вступают из страха одиночества и чтобы не хуже, чем у других. О связях, которые легко рвутся и ни от чего не спасают.

У Анны Долгаревой описана разная, разноликая любовь.

Она многократно обращается к любви, которая превращает в рай наше детство. Это тёплая любовь родителей, которую не надо заслуживать. Это смиренная любовь-привязанность, которой не гордятся, а просто живут в ней.

Картины детства многократно появляются в стихах, а в них не однажды «варежки на резинке» - такой ёмкий образ, который одновременно говорит нам и о беспомощности малыша, который ещё трогательный растяпа, и о заботе взрослых: резинка, чтобы не потерял, чтобы ручки не замёрзли.

Третья часть цикла «Девочки», так и называется «Варежки на резинке».

когда они умирают,

они все становятся маленькими.

все эти битые-перебитые бабы в валенках,

все эти тётки со сломанными рёбрами,

до конца оставшиеся слабыми и добрыми,

любившими своих алкоголиков.

когда они умирают….

они становятся маленькими любимыми дочками.

маленькими девочками, золотыми цветочками.

ходят они в варежках на резинке,

в цветастых косынках,

самые маленькие и любимые,

ходят по тёплому саду,

и Господь ведёт их за ручку,

и никогда он теперь их не бросит и будет рядом,

и погладит по голове, и даст конфету-шипучку.

И в этом стихотворении, и в стихотворении «Бог говорит Гагарину», и в стихотворении «Старики не пахнут», об умирающей от рака бабе Любе детство – это много больше, чем воспоминание. Главное счастье детства - безусловная любовь, всеобъемлющая любовь родителей и детей, острое ощущение жизни как чуда, уверенность в незыблемости этого чуда и этой любви. И это счастье становится у Анны Долгаревой описанием бессмертной человеческой сущности, противоположной боли, смерти и разложению.

Детство никуда не девается, оно живёт в настоящем, как акварель, навсегда добавленная в текучую воду времени: с годами цвет этого потока меняется за счёт новых добавленных красок, но цвета детства остаются в нём, яркие и чистые, потому что в нём «букет одуванчиков маме», и «черешни и вишни», и «август катится белым наливом», и «полное васильков бесконечное поле».

…и нет никакого времени, никаких сроков,

нет никакой смерти, никакой боли.

только любовь небесная…

Уже в школе, а тем более в юности появляется желание и необходимость заслужить любовь, то есть она уже не безусловна и не всеобъемлюща.

…в детстве я получала только пятёрки,

чтобы меня любили.

потом я выросла и носила колготки в сетку,

кожаные мини-шорты, даже в холод,

и это было всё для того же, детка,

что ещё делать тому, кто молод...

А вот влюблённость Анна Долгарева описывает совершенно неожиданно, совершенно противоположно созданию уютного домика на двоих.

У неё влюблённость начинается с обострённого чувства беззащитности, открытости и беспомощности, потому что, во-первых, снимаешь перед другим все свои сердечные заслоны, а, во-вторых, становишься зависимой от другого, действительно, не можешь жить без него. Вот как неожиданно про любовь в разных стихотворениях:

«Раскрываешь себя, как ладонь протягиваешь – держи».

«и я несмелая, как талая вода».

…Но защити, я лишена одежды,

Привычек школьных, вузовских приколов…

…я, как влюбляюсь, становлюсь – как мышь,

совсем мала, почти не существую,

и ты лишь на земле меня хранишь,

чтоб я не потерялась – в этих струях

дождя, сползающего за окном,

в степях огромных. В глины километрах…

Эта беззащитность и зависимость любящей женщины не кончается никогда, даже, когда приходится говорить с умершим мужем.

…Коли уж я создана как чьё-то ребро,

Прикрой меня от моих страхов,

От одноглазого лиха,

Дай мне немного выспаться, чтоб сердце

в лопатки не бахало,

Ты, похоже, мой единственный выход…

Но вот нет его, и приходится самой искать выход. И появляется главная тема книги: не влюблённость, а совершенно другая любовь.

…Это я пишу о любви…

Когда хоронили,

Когда расставались,

Когда кольцо надевала на мёртвый палец,

Она была среди чёрных,

Изломанных, сгоревших людей,

Она была ветер степной,

И звон колокольный,

И я говорю о ней.

Всё, что я есть, - отмечено ею.

По большому счёту,

Я вообще ни о чем не умею,

Кроме любви.

Что же это за любовь, так крепко замешанная на горе, составляющая самую сущность повзрослевшей души, самую её глубину?

Настоящая любовь, самая-самая, не ищет своего и не бывает без жертвы, без выхода из зоны комфорта.

Есть такая нежеланная для нас правда, которая у Анны Долгаревой сформулирована так:

Если добрая сказка без страшных чудес,

То она обязательно ложь.

И вот она отказывается от лжи:

А они говорят миру мир, пису, говорят, пис,

Искусство всегда превыше, так что улыбайся давай,

крепись,

Давай совместно с Киевом запишем поэтический клип.

Из меня вместо текста вырывается хрип.

Я не вернулась с войны.

Это из стихотворения 2019 года.

Она отказалась забыть-предать, отвлечься, запастись равнодушием. А если не строить домик из лжи о том, что всё в порядке, то остаёшься со смертью и смертностью, но при этом обретаешь способность видеть, что

«…смертность делает мир яснее и чище, делает старше…»

обретаешь любовь, которая не ищет своего:

«… любовь, очищенная от жажды, становится полноводна и глубока».

«Некого мне больше любить, и я раздаю старухам, бездомным котам любовь, только всё она прибывает…».

«Всё, что нам есть, - тянуться друг к другу руками, быть для другого домом, теплом и хлебом».

Но боль есть боль, и сколь бы она нас ни меняла к лучшему, терпеть её трудно, и надо искать опору, чтобы выдержать. Иногда помогает строгий окрик, чей-то или свой собственный самому себе.

…Молчи, молчи, не сетуй на судьбу,

Но собирайся, встань, перекрестись,

отмой избу.

Отмой избу, как бабка и как мать,

не страшно чтобы было помирать,

не стыдно было чтоб перед людьми,

смени бельё и застели кровать,

воды возьми.

Отмой избу, чтоб посветлело в ней,

Чтоб стало как бы даже и теплей,

И жить хотелось, и сварить борща,

Отмой избу и стопочку налей,

Лети, душа.

Как сотни баб задолго до тебя,

отмой избу, полы её скребя,

и нынче будет не до скулежу…

В этом стихотворении не только строгость, а ещё и утешительная впаянность в народ, в поколения, в традиции. Если чувствуешь себя одной из сотен баб, которые знали стыд перед людьми, а депрессии не знали, хотя бедствовали и горевали люто, это придаёт устойчивость в жизни, «самостоянье», как говаривал Александр Сергеевич.

Да и родная природа иногда утешает очень невежливо, но ведь утешает же:

ветер степной хлобысь по морде

нет у Бога никаких мёртвых.

Бессмертие.

Анна Долгарева отказывается от ложных утешений – и находит истинные, самое главное из которых – бессмертие всех нас. Отсутствие смерти как стены и даже как черты, границы, горизонта нашего мира; естественность слияния света нашего земного мира со Светом Невечерним; свободно переливающаяся из нашего мира любовь к тем, кто ушёл, но, несомненно, жив - самая самобытная черта стихов Анны Долгаревой. Нашего земного дома, отделённого от вечности, нет.

Среди очень многих стихов и строчек о бессмертии, о вечности, о переходе туда, куда прежде уже ушли наши любимые, выберу стихи про Александру Петровну, которую никто не называет бабой Шурой, потому что в её шестьдесят «спина у ней ровная, как у студенточки», потому что «учила детей в школе, своих пацанов растила» без мужа, потому что её Степан, тракторист Смирнов, умер в сорок. Она, будучи красавицей, на которую заглядывались, сохранила ему верность и всю жизнь «всё с детишками, а если не с ними, то с книжками». И вот, выйдя на пенсию, стала делать себе лодочку с крыльями без мотора, чтобы полететь «к своему Степану». А когда закончила

…в свою лодочку забралась,

надела очки, сощурила глаз

и полетела.

В этом поэтическом иносказании есть всё: и то, что вечность – это простор и небо, и что к ней надо готовиться, и зов сердца, и притяжение тех, кто, несомненно, жив, с кем мы временно расстались, но не разлюбили.

Любимое стихотворение.

Не могу отказать себе в удовольствии прикоснуться к стихотворению, в трёх строфах которого есть и тёплый ненавязчивый юмор, и трагизм и бесприютность жизни, и сердечное сочувствие, любовь, та самая, которая не ищет своего, и Господь, и бессмертие, и праздник, и чудо продолжающейся жизни, и то, что вся она – волшебство и подарок во всех своих проявлениях, к которым мы неблагодарно привыкли.

Когда мы дарим подарки на Рождество, мы подражаем волхвам. А тут в роли волхвов оказались уборщик с санитаром, мигранты, и их мусульманские имена звучат экзотично, как имена настоящих волхвов. Азиз и Наримон для нашего уха очень близки к Каспару, Бальтазару и Мельхиору, что не может не придать торжественной важности их приходу и не вызвать улыбки. К счастью, настоящее стихотворение не пересказывается прозой, ибо оно, как говорил Бродский в своей нобелевской лекции, «колоссальный ускоритель сознания, мышления, мироощущения».

На праздники – пустующий роддом,

охранник кашляет вчерашним перегаром.

Идут волхвы, Азиз и Наримон –

уборщик с санитаром,

к девчонке, у которой только сын,

она одна, и он совсем один,

и больше никого. Азиз смеётся:

«Нэ плач. Бери тихонько мандарин».

И он как солнце.

Господь рождается, и славимо Его,

не будет смерти ныне.

И в каждом проявленье – Рождество,

да вот хоть в мандарине.

Поэзия Анны Долгаревой несопоставимо больше, чем плач посреди войны, она – открыватель новых смыслов, очень важных, нужных, утешительных и истинных.

Когда разрушены все наши иллюзорные и кособокие домики и домишки - мы оказываемся перед любящим Господом. Наконец-то!

Ирина Гончаренко, филолог, автор книги «Царь Эдип и Наташа Ростова. О литературе не по учебнику» и статей в журналах «Отрок» и «Фома».