Переход в пятый класс - это не просто “следующий год”. Это новая ступень обучения - средняя школа. От ребенка требуются сильные навыки адаптации к новым обстоятельствам, чтобы на эту ступень взобраться.
Простыми словами, именно в пятом классе куча всего нового: учиться и общаться надо по-новому, относятся к тебе не так, как в началке, да еще и в столовке и коридорах толпа старшеклассников. Не удивительно, что у большинства детей в этот период возникает серьезный стресс.
Разложим по полочкам изменения, с которыми столкнется ребенок, и расскажем, как и чем ребенку можно помочь.
Возрастные особенности пятиклассников
Школа и учеба тут ни при чем, просто ребенок сталкивается не только с новыми обстоятельствами, но и собственными внутренними изменениями. Он входит в препубертат - начало подросткового возраста.
Считается, что этот период длится с 7 до 14 лет, но в среднем именно на 9 -11 лет приходится начало основной, заметной перестройки организма: ребенок находится в активном процессе полового созревания, а также у него совершенствуется работа мозга и нервной системы.
Как это проявляется?
- Родители и учителя могут столкнуться с импульсивностью и непослушанием.
- Значение общения с друзьями будет постепенно возрастать, а авторитет родителей и учителей - ослабевать.
Что делать?
Все это подробно описано в многочисленных книгах и статьях о возрастной физиологии и психологии. Не обязательно быть экспертом в научной сфере, но нужно помнить о том, что ребенку тяжело. Помимо внешней нагрузки его организм сталкивается с внутренними вызовами и тратит много ресурса на рост и изменения.
Учебники и предметы
В пятом классе увеличивается количество предметов, которые нужно изучать.
- Предмет “Литературное чтение” превращается в полноценную “Литературу”.
- Общая дисциплина “Окружающий мир” теперь делится на несколько общественно- и естественнонаучных предметов: “История”, “География”, “Биология”.
- В некоторых школах в программе может появиться предмет “Второй иностранный язык”.
Что делать?
- Полистайте учебники вместе с ребенком, пообщайтесь по поводу каждого предмета: что нам нем изучают, чем он интересен. Ребенок в результате такого разговора убедится, что кое-что по каждому предмету он уже знает, не все начинается с нуля.
- Ослеживайте учебную ситуацию и следите за тем, чтобы он не накопил “долгов” в первом полугодии. Ведь школьная программа имеет преемственность: если упустил какие-то темы или суть нового предмета, дальше будет еще сложнее.
- Убедитесь, что у ребенка удобный рюкзак, в который помещается все необходимое - может быть, даже на колесиках. Выясните у классного руководителя, нельзя ли приобрести второй комплект учебников и оставлять его в школе: тогда можно будет носить поменьше. Может быть, можно договориться с соседом по парте и носить учебники на двоих?
- Важно, чтобы ребенок умел самостоятельно собираться в школу: брать учебники и тетради в соответствии с расписанием, не забывать сменку. Соберитесь несколько раз вместе с ребенком. Он научится, и это снизит его стресс.
Расписание дня и учебное пространство
Предметов станет больше, и расписание усложнится. Необходимо убедиться, что ученик справляется с самостоятельным заполнением дневника, знает, где посмотреть домашнюю работу. Лучше всего будет дублировать ее в дневнике, даже если электронный журнал заполняется всегда своевременно: это научит полагаться на свои силы, а не на других людей.
Осложняется и навигация - передвижение - по школе. Каждый учитель работает в свое классе, перемещаться между ними ученику придется самостоятельно. Каждый день - целое путешествия с разными пунктами назначения, и нужно успеть переместиться за перемену, собраться - перейти - разложить предметы на парте в новом классе.
Не лишним будет в первые дни попробовать составить вместе с ребенком "навигатор" по школе, обозначить раздевалки, спортивный зал, столовую и разные кабинеты. Особенно важно, чтобы ребенок знал, где находится кабинет классного руководителя. Попробуйте нарисовать карту-схему школы и "погулять" по ней вместе!
Можно также пообсуждать, чем кабинеты разных предметов отличаются друг от друга. В кабинете географии - карты и глобусы, в кабинете биологии много растений, в кабинете литературы висят портреты писателей. Так ученику будет легче запомнить и визуально представлять себе кабинеты.
Подробней о том, что еще нужно учесть. А главное - как справиться с проблемами - в специальной статье педагога Полины Лебедевой на нашем блоге.
Полезная информация в наших социальных сетях: