Найти в Дзене

6 фраз, которые нельзя говорить ребенку во время истерики.

Успокоить малыша бывает очень трудно, даже невозможно. А иногда мы в попытках исправить ситуацию делаем ее только хуже. Ребенок ведет себя максимально импульсивно до 5−7 лет. Позже он постепенно научится справляться со своими эмоциями. До тех пор может очень бурно реагировать на самые неожиданные вещи: не того цвета платье или не разрешили облизать собаку, например. Когда истерика случается на публике, первое, чего хочется, – провалиться сквозь землю, потом – успокоить. А если нервы на грани, то мы легко можем поддаться эмоциям и сказать что-нибудь не то, что сделает ситуацию еще хуже. Существует ряд родительских фраз, которые не помогут делу. Фраза №1: "НУ ПЛАЧЬ!" Детская психика считывает такую фразу однозначно: спрячь эмоции, они мне мешают/не нравятся/я не могу их выносить. Эмоции при этом никуда не уходят, но ребенок начинает их вытеснять, прятать. Как минимум это вредно для развития эмоционального интеллекта — мягкого навыка, который сегодня особенно ценят работодатели. Как макс
Оглавление

Успокоить малыша бывает очень трудно, даже невозможно. А иногда мы в попытках исправить ситуацию делаем ее только хуже.

Ребенок ведет себя максимально импульсивно до 5−7 лет. Позже он постепенно научится справляться со своими эмоциями. До тех пор может очень бурно реагировать на самые неожиданные вещи: не того цвета платье или не разрешили облизать собаку, например. Когда истерика случается на публике, первое, чего хочется, – провалиться сквозь землю, потом – успокоить. А если нервы на грани, то мы легко можем поддаться эмоциям и сказать что-нибудь не то, что сделает ситуацию еще хуже. Существует ряд родительских фраз, которые не помогут делу.

Фраза №1: "НУ ПЛАЧЬ!"

Детская психика считывает такую фразу однозначно: спрячь эмоции, они мне мешают/не нравятся/я не могу их выносить. Эмоции при этом никуда не уходят, но ребенок начинает их вытеснять, прятать. Как минимум это вредно для развития эмоционального интеллекта — мягкого навыка, который сегодня особенно ценят работодатели. Как максимум это может привести к нарушению поведения ребенка, тревожности, проблемам с коммуникацией.

Фраза №2: "НЕ ПОЗОРЬ МЕНЯ, ВСЕ СМОТРЯТ!"

Так мы формируем у ребенка представление, что мнение окружающих о тебе важнее собственного ощущения. Ребенок теряет опору на себя и начинает зависеть от реакции других, подстраиваться под окружающих, не может сказать «нет». Такое поведение впоследствии может говорить о склонности к разного рода зависимостям.

Фраза №3: "БУДЕШЬ РЕВЕТЬ, ОСТАВЛЮ ЗДЕСЬ!"

Что в этот момент слышит ребенок: «Когда я спокоен — меня любят, когда я расстроен — меня могут бросить». Это еще один способ сделать ребенка удобным, заставить его забыть о себе и подстроиться под других. По опыту психолога скажу: удобные люди редко бывают счастливыми, здоровыми и богатыми.

-2

Фраза №4: "ЭТО СОВСЕМ НЕ СТРАШНО/ НЕ БОЛЬНО!"

Если переводить такую фразу на язык человека, к которому она обращена, то звучать она будет примерно так: «Ты неправильно чувствуешь!» Ребенок верит родителям безоценочно, и если его ощущения не совпадают с оценкой родителей, то он перестанет доверять себе, а будет доверять только другим. Человек, который не верит себе, не чувствует себя, сильно уязвим, им легко манипулировать.

Фраза №5: "СЕЙЧАС ТЕБЯ ПОЛИЦИЯ ЗАБЕРЕТ/ОТДАМ ДЯДЕ"

Так мы транслируем ребенку, что мир — страшное и опасное место, в нем любой может забрать тебя, защиты нет. Это влечет за собой замкнутость, подозрительность, тревожность, фобии, постоянный контроль за ситуацией, чувство беспомощности, отчаяние, что мало совместимо со счастьем.

Фраза №6: "ПОСМОТРИ НА ДЕВОЧКУ, ОНА ЖЕ НЕ ПЛАЧЕТ!"

Это прямой удар по самооценке ребенка. Кто-то всегда лучше, чем я. Они хорошие, а я плохой. Они правильные, а я неправильный. Низкая самооценка приводит к развитию депрессии, психосоматическим расстройствам, психологической неустойчивости, но не к успеху.

-3

Чем можно заменить такие фразы

Главное, что вы можете сделать, — это не отрицать эмоции ребенка, а объяснить ему, что с ним происходит. Например: «Тебе сейчас больно/страшно/грустно/ты злишься». Это как минимум помогает понимать свои чувства, способствует развитию эмоционального интеллекта.

А дальше важно позволить ребенку прожить все, что с ним происходит, давая ему опору. Например: «Бояться/злиться/грустить — это нормально, я тебя понимаю, я рядом».

Важный момент: эмоцию важно прожить, но не застрять в ней. Чтобы последнего не случилось, хорошо вместе поискать выход из ситуации. Например: «Давай подумаем, что можно сделать».