Территорию Македонии славяне заселили в VI–VII вв.
В византийском произведении 80-х гг. VII в. «Чудеса святого Димитрия» рассказывается, что в 685 г. брат болгарского хана Аспаруха Кувер поселился на Керамийском поле (современные македонские Прилепа и Битола) в качестве федерата-пограничника державы ромеев.
Но основную силу в дружине Кувера составляли славяне. Болгар там практически не было. Они остались в районе Плиски-Преславы.
При этом славяне, осевшие в указанных землях не составляли этнического единства. Среди них продолжали жить и романизированные иллирийцы, подвергшиеся славянизации. К началу IX в. вокруг Охридского озера славянское население было доминирующим. В это время уже сложилась единообразная материальная культура.
Пришлые славяне многое взяли от местного романского населения - в ювелирном деле, домостроительстве и фортификации.
Важнейшим центром македонцев стал Охрид. Основан ещё в III в. до н. э. под названием Лихнидос. В V в. здесь основали епископию. Во время эпидемии VI в. все его жители погибли, что облегчило заселение его славянами, которым достались их жилища. В первой половине IX в. Македонию включили в состав Болгарского государства. С этого времени Охрида становится центром славянской культуры. Близ Охрида в 886 г. основывается Охридская школа просвещения и литературы. Ее преподаватель — славянский просветитель Климент Охридский (умер в 916 г.). В 893 г. стал первым епископом-славянином.
В период, когда славяне Македонии входили в состав Болгарии, византийцы называли их всех болгарами. Да и сами македонцы скорее всего называли себя тогда болгарами, имея в виду то, что они резиденты Болгарского государства.
В то же время распространен был просто этноним «славяне» и понятие «славянский язык». «Понятия „славяне“ и „славянский“ имеют здесь, — подчеркивает Г. Г. Литаврин, — по преимуществу этнический и вероисповедальный смысл, тогда как термины „болгары“ и „болгарский“— государственно-политический».
Следует отметить, что в Болгарии произошел процесс ассимиляции пришлого тюркского болгарского элемента. Также славянское население впитало в себя фракийский субстрат. Но славянское население Македонии не было затронуто этими процессами. Тюрков здесь не было, а субстратным населением македонских славян были романизированные иллирийцы. Поэтому, считать македонцев болгарами нельзя. Это близкие по духовной культуре, этническому и историческому пути славянские этносы. Но имеющие различные этнические основы, которые привели к формированию отличных друг от друга народов.