Технический прогресс привел к повышению роли наставничества и проводников в мир знаний — людей, которые помогают ориентироваться в потоках информации и приобретать необходимые навыки. Генеральный директор Российского общества «Знание» Максим Древаль рассказал в интервью aif.ru о новых формах получения знаний, о проектах и конкурсах, которые ждут участников, а также почему культура и искусство стали частью просвещения.
Алексей Дуэль, aif.ru: — Максим Алексеевич, просвещение в интерактивном формате — это ключевая форма вашей работы. Что вы готовите в ближайшее время?
Максим Древаль: — Интерактивный формат для нас крайне важен по той причине, что знания как таковые уже не обладают той ценностью, что раньше. Раньше было главным донести знания. И очень сложно было найти те самые знания, дотянуться до нужного человека. Сейчас это гораздо проще: знания оцифрованы, при желании все можно найти. Но вопрос в том, найдет ли человек нужное и останется ли в этом, насколько хватит вдохновения, интереса, энтузиазма погрузиться в тему.
Интерактивный формат позволяет пробиться через скепсис того, что знания — это скучно, пробиться через ожидания и завоевать внимание и доверие слушателя в такой простой форме. Например, у нас есть формат «Знание.Игра» — это направление игрового просвещения. И там вроде бы люди играют, например в викторину — огромный энтузиазм, увлеченность, все просто, никакого барьера. Но при этом невольно просвещаются: готовятся к игре, изучают материал, заставляют себя вспоминать, потом узнают ответ, что тоже просвещение. Но что еще более ценно, зачастую заинтересовываются тематикой в целом и после игры идут выяснять исторические аспекты, изучают культурные и научные темы. Для нас очень важно делать знания именно такими — увлекательными, интересными.
— Одно из важнейших событий 2023 года — это выставка-форум «Россия» на ВДНХ, который откроется 4 ноября. Какие площадки будут там представлены?
— Как генеральные партнеры образовательной программы этой выставки, мы много всего запланировали. Главное, что хотим анонсировать, — это наш традиционный федеральный просветительский марафон «Знание.Первые». Он пройдет на ВДНХ с 4 по 6 ноября. Будут организованы встречи с самыми выдающимися спикерами. Кстати, туда попасть может каждый, прием заявок уже начался и продлится до 20 октября. Также на выставке пройдет целый ряд наших просветительских проектов, например Кинофестиваль документального кино. Сейчас идет отбор работ в док-формате по разным номинациям, лучшие будут представлены на мероприятии. Есть отдельная номинация для юных документалистов, даже школьники могут подать свои работы. Победители получат международный охват на Всемирном фестивале молодежи, наши гранты и поддержку в продвижении.
Пройдет и фотовыставка «Знание.Россия». Профессиональные фотографы и любители могут попасть со своей работой на выставку «Россия». Лучшим поможем организовать свои отдельные выставки. Главное, чтобы работы были про Россию, про то, какой они видят ее: люди, объекты, наука, природа — все то, чем мы гордимся. По сути, фотография должна вызывать гордость за нашу страну так, как это видит автор.
Еще один проект для тех, кто увлекается поэзией или пишет песни, — «Знание.Авторы». На выставке будет организован гала-концерт, где выступят победители этого конкурса. Понятно, что стихотворения и песни в нашей идее конкурса должны иметь патриотическую направленность, по итогам выйдет сборник лучших стихов. Известные артисты почитают эти стихи, а авторам песен поможем записать свои работы в профессиональных студиях.
— Нет ощущения, что есть инфляция знания? Раньше источником знаний был преподаватель, который без учебника беседовал со студентами. А сейчас зашел в интернет, погуглил и сразу стал умным.
— Согласен, знания как таковые обесцениваются. Но обесценивается именно знание как информация, не как навык, который ты приобретаешь. Его ценность как раз-таки растет. Это связано с тем, что информации стало слишком много. В любом источнике информации высока вероятность столкнуться с бесполезными данными, в худшем случае — с недостоверной или вообще манипулятивной информацией. Шанс найти достоверные, эффективные, актуальные данные очень низкий. Но отсюда растет ценность проводника к знанию.
Если раньше главной задачей проводника было просто донести знания, желательно минимально искаженные, как они есть, то сейчас его роль — построить путь в этот мир знаний, сохранить мотивацию, энергию в рамках этого пути, вдохновлять, мотивировать на следующий акт. По сути, растет роль этого проводника знаний как наставника. И в целом Общество «Знание» — это тоже своего рода наставник и проводник. Мы не просто знания оцифровываем и в очном формате доносим. Для нас важным результатом было увидеть в социологии, что Общество «Знание» получило беспрецедентный показатель доверия — 83% среди населения, среди школьников и студентов — 87 и 89%.
— Вы даете людям не только знания, вы занимаетесь театром, фотографией. Что происходит в этой сфере и какая судьба у финалистов ваших конкурсов? Вы продолжаете им помогать?
— Да, это тоже просвещение. Театр — это вообще, наверное, самый древний формат просвещения. По сути, это способ донести какие-то смыслы, но не в таком влог-формате, а через простые понятные формы, примеры из жизни, тоже своего рода наставничество. Как и кино, как и песня, как и стихотворение. Понимаете, если мы идем в искусство и культуру, то кино, чаще всего документальное, это очень смысловой спектакль, если это даже стихотворение, оно тоже должно побуждать на как минимум вопросы, на какую-то рефлексию, которая тебя дальше приведёт в знание. Поэтому для нас это всегда просвещение.
Для нас важно поддерживать и сохранять связь с финалистами, поддерживать дальнейшее развитие проектов. Потому что это подтверждает ценность, важность этой профессии просветителя и то, что знание — это сила. В том числе это сила развития, и мы, как Российское общество «Знание», эту силу постоянно культивируем. Это приводит в наши ряды просветителей все большее количество таких энтузиастов.
Больше срочных и эксклюзивных новостей — в телеграм-канале АиФ