ОВЗ, или ограниченные возможности здоровья — это физические, психологические, умственные и сенсорные нарушения, которые препятствуют плановому и гармоничному развитию ребенка и его жизнедеятельности. У этих детей наблюдаются дефекты и отклонения, которые оказывают влияние на привычки, быт и интеграцию в общество. Сюда относятся ребята с задержками развития психики, слуха и речи, с нарушениям ОДА, слабым слухом и зрением, РАС или СДВГ.
Важный момент — термин «ОВЗ» не тождественен инвалидности. Это педагогическое понятие, необходимое для выбора индивидуальных методик по взаимодействию и обучению с особенным воспитанником. Для определения ОВЗ у ребенка совершенно не требуются врачебные комиссии и бесконечные обследования, как в случаях с инвалидностью. Отклонения могут носить временный или перманентный характер, но с ними умеют работать, контролировать динамику, разрабатывать новые методики коммуникации. Инвалидность устанавливается экспертами на основании анамнеза и анализов ребенка. Зачастую к ней приводят травмы и серьезные патологии. Имеющиеся в организме нарушения трудно или невозможно вылечить. Поэтому статус «инвалид» может оставаться с ребенком длительное время, а в особо тяжелых случаях — всю жизнь. Им требуется с определенной периодичностью проходить медико-социальную комиссию для установки, подтверждения или отмены официального заключения. На государственном уровне они имеют право на регулярные пособия и льготы.
ДОУ для особенных ребят
Адаптация таких детей — процесс сложный и строго индивидуальный. Многое будет зависеть от текущего состояния ребенка и его возможностей. Именно поэтому существует несколько типов учреждений.
Группы компенсирующей направленности
Они открываются на базе детских садов для удовлетворения потребностей особенных ребят в образовании. Здесь создается и поддерживается необходимая среда для коррекции нарушений разной степени. Как правило, в одной группе занимаются ребята-ровесники со схожими отклонениями развития, но допускаются и разновозрастные при условии, что для каждого будет соблюдаться необходимый режим дня. Благодаря этому создаются оптимальные условия для максимальной эффективности обучения.
Основная цель такого подхода — частично скорректировать нарушения здоровья и научить детей справляться с рядовыми задачами. Под присмотром педагогов находятся от 5 до 15 человек. Это сравнительно небольшие группы, где внимание уделяется всем подопечным. Они активно коммуницируют между собой и с воспитателем, участвуют в совместных активностях и тренингах, делают упражнения на мелкую моторику. Занятия чередуются с медицинскими процедурами, массажем, бассейном — в зависимости от предпочтений и рекомендаций врачей. С ними регулярно встречаются дефектологи, логопеды, тренеры по ЛФК, психологи.
Детсад с комбинированными группами
Это учреждение практикует инклюзивное образование. Здесь находятся разнонаправленные группы, в которые могут ходить как нормотипичные, так и особенные дети. Количество ребят не должно превышать 15-17 человек, иначе возникнет риск недостатка внимания. Интересно, что обычно лишь треть из них имеют ограниченные возможности здоровья. Это связано с тем, что ребят необходимо постепенно и правильно адаптировать, сохраняя при этом стабильный темп работы с остальными.
Детский сад работает по образовательной программе, установленной воспитателями, педагогами и специалистами. Разумеется, она должна отвечать принятым Федеральным стандартам. В документах подробно описаны цели и задачи дошкольного обучения, методики и подходы, необходимые для каждой группы, план проводимых мероприятий.
Режим дня расписан по минутам, с ним всегда можно ознакомиться. К активностям на свежем воздухе, тихому часу, полдникам и обедам добавляются занятия с врачами, физкультура, полезные практики на мелкую моторику, логопедические механики.
Как туда записаться?
Для получения направления нужно пройти психолого-медико-педагогическую комиссию, в состав которой непременно входят невролог, хирург, логопед и прочие специалисты. Они определят, какая именно группа подойдет ребенку с учетом его потребностей и особенностей.
Не стоит пугаться термина «компенсирующее образование». Суждения о том, что специальные детские сады посещают только ребята с умственной отсталостью и психическими отклонениями, далеки от истины. Туда ходят дети с дефектами речи, нарушениями мелкой моторики, аутизмом, проблемами с ОДА. Иногда в особенные группы попадают даже малыши со слабым иммунитетом, которые слишком часто болеют и не могут угнаться за сверстниками. В таком заведении ребенок получит гораздо больше, чем в остальных дошкольных учреждениях. Он будет окружен педагогами, психологами и врачами, которые помогут ему освоить необходимые для жизни и обучения навыки, а также обеспечат спокойный психо-эмоциональный фон.
Такой детский сад предоставляет комплексную заботу о детях с ОВЗ. Для них подбирается определенный рацион питания, основанный на состоянии организма. Они привыкают к правильному образу жизни: строгому распорядку дня, очередности активностей, приему пищи в определенные часы. Прогрессивные методики позволяют проводить коррекцию здоровья. Это благоприятно сказывается на их умениях, а также облегчает подготовку к школе.
Учреждение дошкольного образования — важный этап в жизни ребенка. Там он впервые сталкивается с необходимостью социализации, замечает, что все люди разные, но имеют при этом одинаковые хобби, привычки и взгляды. Он учится правильно взаимодействовать с окружающими и познает мир, чтобы отправиться в школу и физически, и морально подготовленным.