Выдающийся «соулслайк», которым мог бы гордиться даже автор Elden Ring
Я большой фанат Dark Souls, Bloodborne и Elden Ring, но к различным «соулслайкам» всегда отношусь скептически. Чаще всего они неумело подражают, не понимая, чем именно «соулсы» цепляют игроков. С самого анонса я думал, что Lies of P окажется достаточно средней поделкой на тему, в которой за интересным на первый взгляд сеттингом не кроется ни интересного геймплея, ни захватывающих сражений, ни проработанного мира. Но, как говорил Торин в «Хоббите»: «Я никогда еще так не ошибался в своей жизни». Корейской Round 8 Studio удалось создать не просто отличный экшен, но и образцово-показательный «соулслайк», в который обязательно нужно поиграть «отцу» жанра Хидетаке Миядзаки и взять некоторые вещи на вооружение.
Lies of P — вольная интерпретация сказки «Пиноккио» итальянского писателя Карло Коллоди. Действие игры разворачивается в вымышленном городе Крат, который одновременно напоминает и викторианский Лондон, и Париж времен Наполеона. В середине XIX века ученые и алхимики обнаружили источник невиданной ранее энергии эрго, которая позволила им создать человекоподобных марионеток. Их стали использовать на производстве, в домашнем хозяйстве и даже на сцене театра. С этого момента Крат начал быстро развиваться, став красивым и по-настоящему технологичным городом. К сожалению, «золотой век» Крата быстро закончился, когда марионетки внезапно восстали против своих создателей, начали убивать людей и громить город. Главному герою Пи — тоже марионетке, но сохранившей рассудок — предстоит выяснить причины происшествия и попытаться вернуть Крат на путь процветания.
Больше всего Lies of P походит на Bloodborne, однако часть механик позаимствована прямиком из Sekiro: Shadows Die Twice. Например, здесь в битвах с врагами (особенно с боссами) чаще всего придется не уворачиваться с помощью прыжков и кувырков, а парировать атаки, вовремя нажимая кнопку блока. Это позволит вымотать любого противника, а затем провести мощный удар, чтобы сбить недруга с ног, после чего можно будет нанести критический урон. Самая крутая механика Sekiro снова в деле!
В остальном это все та же Bloodborne с чуть более медленными сражениями, чем в Sekiro, и отскоками вместо перекатов, которые в Lies of P почему-то очень медленные и короткие. Именно поэтому мне кажется, что парировать атаки куда предпочтительнее и удобнее, чем пытаться увернуться от удара. Возможно, разработчики намеренно пошли на такой шаг, чтобы приучить игроков чаще пользоваться блоком, оставляя прыжки на самый крайний случай. Меня такие правила устроили, потому что парировать я обожаю, но знаю, что часть фанатов «соулсов» такое может отпугнуть. Так что опираться здесь стоит на свое отношение к Sekiro: Shadows Die Twice.
Но одними парированиями урон не нанесешь, и здесь на помощь приходит богатый арсенал главного героя. Изначально Пи доступна лишь рапира, но в ходе путешествия по Крату можно будет найти самое разнообразное оружие. Тем, кто отвечал за проработку этого аспекта в Lies of P, хочется аплодировать стоя. Сеттинг позволил авторам избавиться от скучных мечей, которых в игре практически нет, и добавить по-настоящему уникальное оружие вроде взрывной кирки, здоровенного гаечного ключа, саперной лопаты и циркулярной электропилы. Желание постоянно пополнить арсенал чем-то новеньким заставило меня заглянуть под каждый камень в Крате. В итоге почти всю свою коллекцию я задействовал хотя бы раз.
Кроме того, даже самому скучному мечу можно найти применение. Почти каждое оружие в игре позволяют разделить на составные части: рукоять и лезвие. Таким образом, разобрав алебарду и огненный кинжал, Пи способен создать самодельное горящее копье. Учитывая, что каждый враг имеет свои слабости, — очень удобная возможность.
Лучше всего найденное оружие да и боевая система целиком раскрываются во время битв с боссами. Таких сражений здесь больше десятка, и ни одно я не могу назвать скучным. Авторы не стали перенасыщать экшен обилием бестолковых врагов, которые существуют исключительно для того, чтобы растянуть время. Каждый ключевой противник предлагает какие-то интересные условия, заставляя тебя учить тайминги атак, вовремя реагировать и искать безопасные окна для нанесения урона. Бездумно клацать на кнопку атаки не выйдет. Что ни бой, то своеобразная головоломка, решение которой приводит тебя в восторг. Лишь ближе к концу попадается парочка противников, сражения с которыми не настолько оригинальные и напряженные, как с остальными, но даже они скорее просто средние, чем неинтересные. Будь эти враги не в Lies of P, а в Dark Souls 2, то с легкостью попали бы в топ лучших боссов игры.
Рядовые противники тоже не разочаровывают. Почти каждая локация наполнена уникальными существами, которые не появляются ни на одном другом уровне. Все время приходится держать себя в тонусе, чтобы Пи не получил по колпаку из-за неверной оценки собственных сил.
А локаций в игре немало. В ходе приключения городские улицы чередуются с заводами, лесами, храмами, замками и даже музеем. Из-за такого разнообразия устать от изучения Крата попросту невозможно. Правда, локации получились преимущественно линейными. Конечно, тут немало укромных углов и потайных троп, где вас ждет ценный лут, но потом придется вернуться на основную «тропу», где вполне очевидно, куда идти, чтобы продвинуться по сюжету. Зато заблудиться практически нереально, и ни один уровень не бесит тебя запутанным дизайном (фанаты Dark Souls передают привет Чумному городу из Dark Souls). Да и художникам по окружению стоит отдать должное — выглядит игра просто потрясающе. Каждый раз даже самые маленькие комнаты нередко «молча» рассказывают интересные истории.
При довольно внушительном количестве локаций очень удобно, что быстрое перемещение доступно с самого начала. Кроме того, в меню у каждого «костра» отображаются иконки квестов и второстепенных персонажей, поэтому не придется подолгу искать, куда делся какой-то из героев (которые иногда перемещаются по миру), или идти за ответом в Google. Приятно, что чекпоинты зачастую расположены достаточно близко к боссам, и больше не нужно бегать по пять минут или ездить на лифте, пытаясь вернуться на арену.
Видно, что разработчики учли чужие ошибки и избавились от некоторых раздражающих факторов. Оттого еще обидней, что несмотря на наличие крутых и оригинальных идей, некоторые вещи в Lies of P напоминают игры FromSoftware так же, как списанная у одноклассника домашка. Например, один из способов получить ресурсы для улучшения оружия выглядит в точности как охота за кристальными ящерками в серии Souls, только тут нужно догонять и быстро уничтожать бабочек. Непонятно, зачем подражать даже в таких мелочах, которые вообще ни на что не влияют. Это все придирки, но обидно, что авторы будто бы не всегда позволяют себе быть чуточку смелее.
Зато к сценарию это не относится. Удивительно, но сюжет — довольно сильная сторона Lies of P. Игра не пересказывает сказку Карло Коллоди, а лишь заимствует часть персонажей и некоторые детали. История получилась самобытной, интересной и, что самое главное, понятной без просмотра десятков роликов с разбором на YouTube. Хотя Round 8 Studio не привлекала Джорджа Мартина в качестве сценариста. Если вам не очень нравится подход FromSoftware, когда всю историю вам предлагают собрать в голове самостоятельно, то в этом «соулслайке» вы можете наконец-то выдохнуть.
Даже второстепенные истории, которые выясняешь при прохождении дополнительных квестов, получились крайне интересными. Персонажи, которые живут в убежище героя, отлично прописаны, наделены человеческими чертами и не воспринимаются как массовка для улучшения снаряжения и закупки провизии. То же самое касается и протагониста, который для молчаливого героя получился достаточно живым и меняется по ходу сюжета. Как говорилось в сказке — настоящий мальчик.
В итоге после прохождения, на которое у меня ушло порядка 50 часов, немедленно хочется увидеть продолжение. Тем более, что сцена после титров намекает на наличие у разработчиков отличной идеи, которую бы они хотели воплотить в сиквеле, если Lies of P понравится игрокам. Учитывая, что для Round 8 Studio это была первая попытка создания игры в подобном жанре, то, возможно, еще немного и уже сам Хидетака Миядзаки будет приглядываться, какие бы находки у них позаимствовать.
Lies of P — первый «соулслайк» в истории, который сумел уловить основной баланс сложности, атмосферы и исследования, некогда полюбившийся фанатам Dark Souls. В некоторых аспектах экшен и вовсе превзошел творения FromSoftware. Любителей жанра разочаровать может лишь не такой большой простор для исследований. Особенно, если после Elden Ring вы не можете вернуться к предыдущим играм Хидетаки Миядзаки. Однако для такой неопытной студии проект подобного масштаба мог бы оказаться самоубийственным.
Во всем остальном Lies of P просто потрясающая. Интригующий сюжет, сложные боссы, интересный сеттинг и выдающийся визуальный стиль — лишь несколько причин, по которым стоит сыграть в новинку. С учетом того, что Bloodborne 2 мы, скорее всего, так никогда и не дождемся, Lies of P — лучшая ей замена.
Оценка: 9/10