Найти тему
История в Dеталях

Слава Славе. Как жил и уходил из жизни «Красный Диор»

В районную больницу подмосковного Щёлкова суперзвезду отечественной моды Вячеслава Михайловича Зайцева доставил человек, представившийся его помощником. И уехал. Сообщить о кончине маэстро врачам оказалось просто некому.
Зайцев одиноко заканчивал свои дни в огромном доме в подмосковной деревне Каблуково. Ни родных, ни друзей рядом не было.

Вячеслав Зайцев. Фото из открытого источника
Вячеслав Зайцев. Фото из открытого источника

Семья
Слава родился в семье простого рабочего из Иванова. Отец во время войны попал в плен, смог бежать и вернуться на фронт, чтобы дойти до самого Берлина. А потом его судили как изменника Родины и сослали в лагерь. Мать узнала, что эшелон, на котором везли отца, перед отправкой к местам заключения прибудет в Харьков. Взяв с собой маленького Славу, женщина поехала туда.
«Отец сидел на земле за колючей проволокой среди тысяч изможденных людей. Мама что-то крикнула ему, он ответил. После чего охранники прогнали нас... Познакомился с отцом я только в 20 лет» – так спустя десятки лет вспоминал Вячеслав Михайлович ту встречу с отцом.

В детстве Слава носил фамилию матери - Кокурин. Фото из открытого источника
В детстве Слава носил фамилию матери - Кокурин. Фото из открытого источника

Мать дала младшему сыну Славе и старшему Володе свою фамилию – Кокурины, растила их одна. Расписались родители по возвращении Михаила, когда сыновья были совсем взрослыми, но семьи так и не получилось. После смерти матери Михаил женился снова. Близкими людьми отец и сын не стали, хотя Слава поддерживал его как мог. Помогал и брату. Жизнь у того не сложилась: 10 лет Владимир провёл в тюрьме, после которой долго и безуспешно пытался прийти в себя. Слава помогал брату деньгами, но помощь целиком и полностью пропивалась. Следствием такого образа жизни стала ранняя смерть.

Такими молодой модельер представлял себе тружениц советского села. Фото из открытого источника
Такими молодой модельер представлял себе тружениц советского села. Фото из открытого источника

Первый провал
По окончании Ивановского химико-технологического техникума Зайцев отправился покорять столицу. В 1962 году, закончив с отличием Московский текстильный институт, распределился на Бабушкинскую экспериментально-техническую швейную фабрику Мособлсовнархоза. В качестве художественного руководителя фабрики он создал свою первую коллекцию, которая с треском провалилась. Дирекция пришла в ужас от рабочей одежды для сельских жительниц, вышедшей из-под кисти молодого худрука. Стёганные телогрейки в цветочек, юбки из павлово-посадских платков, расписанные разноцветной гуашью валенки – куда в этом идти, а самое главное, как в этом можно работать? Разразился настоящий скандал. Модели Зайцева признали вызывающими, дерзкими, не соответствующими образу труженицы советского села.

Вячеслав Зайцев. Середина 60-х годов. Фото из открытого источника
Вячеслав Зайцев. Середина 60-х годов. Фото из открытого источника

С должности новатора моды уволили, влепив вдогонку строгий выговор и устроив товарищеский суд. Переживал Зайцев так, что на время даже утратил зрение. В общем, карьера, едва начавшись, чуть не полетела под откос.

«Он диктует моду Москве»

Спасла молодого модельера восторженная статья в заморской прессе. Точнее, во французском журнале Paris Match. Журналисты издания неведомо откуда узнали о 25-летнем художнике, приехали на фабрику, отсняли революционные для того времени и той страны зайцевские эскизы телогреек и написали материал аж на 6 полос популярного европейского издания, озаглавив его так: «Он диктует моду Москве». На Западе шум вокруг персоны Вячеслава Михайловича поднялся такой, что следующая его коллекция отправилась с гастролями в Европу.

Модели Зайцева раздражали высоких начальников своим несоветским видом. Фото из открытого источника
Модели Зайцева раздражали высоких начальников своим несоветским видом. Фото из открытого источника

Там в моду сразу же вошли русские валенки, а пару лет спустя в Москву специально ради знакомства с Зайцевым прибыли модельер Пьер Карден и директор Дома Dior Марк Боан. Западная пресса запестрела совместными фотографиями крупнейших деятелей мировой моды и молодого советского таланта, которого стали называть «Красным Диором».

Авария
В 1971 году 33-летний модельер попал в автомобильную аварию. Настолько серьёзную и тяжёлую, что вызволять его из искорёженной машины пришлось при помощи автогена. После 9 суток в реанимации встал вопрос об ампутации ноги. Слава Славы набирала обороты, он был полон планов и надежд, но жестокая реальность почти не оставляла шансов на полноценную жизнь. Он даже смирился с этой мыслью, и, чтобы не сойти с ума, придумал свой образ, теперь известный всему миру: ослепительно белая рубашка, шляпа, чёрные очки и трость.
Врачи сделали всё, чтобы сохранить ногу. Полгода Слава не расставался с костылями, проходил бесконечные реабилитационные процедуры, иногда мучительно болезненные. И возвращался в обожаемую профессию.

Слишком не по-советски
Он снова творил, снова создавал свои сенсационные коллекции, снова выслушивал недовольные замечания толп проверяющих и контролирующих товарищей – слишком ярко, слишком необычно, слишком роскошно, слишком не по-советски. Зайцев не оставался в долгу:
«За 16 лет работы в легкой промышленности я ни разу не видел, чтобы разработанные мною модели кто-то носил. Все они, поступив в производство, кастрировались под стандарт: «три дырки — два шва.»
Советская лёгкая промышленность понятия не имела о конкуренции, о жёсткой необходимости всякому производителю постоянно бежать на шаг впереди конкурента, чтобы активно продавать свои товары, постоянно наращивать обороты и быть на плаву. Она не очень-то и нуждалась в оригинальных остро модных разработках, десятилетиями штампуя одни и те же унылые модели. У тех, кто отвечал за работу швейной промышленности в масштабах огромной страны, протест Зайцева вызывал раздражение и желание отмахнуться – не более.

Фото из открытого источника
Фото из открытого источника

«Чтобы вас больше видно не было!»
В 1974 году зарубежная пресса снова заговорила о Зайцеве. Был составлен символический список лучших модельеров мира за последние 100 лет. В него вошли англичанин Фредерик Уорт, признанный отцом высокой моды, пионер того, что сегодня называется модным бизнесом. Француз Поль Пуаре, прозванный «Пикассо моды», французские гении Коко Шанель и Кристиан Диор и русская звезда Слава Зайцев. На родине на такое признание заслуг отреагировали своеобразно - вызвали в ЦК КПСС и сказали:
«Чтобы вас больше видно не было!»

«Моды не может быть там, где есть дефицит!»
За эти слова Зайцеву указали на дверь в Общесоюзном доме моделей одежды на Кузнецком Мосту. Любовь к французской моде, тесные контакты с западными модельерами и модными бизнесменами, обилие ярких цветов и роскошных фактур в коллекциях – Зайцев раздражал нездешним лоском, неприятием культа серости и незаметности и огромным талантом. Показав на Западе свою первую коллекцию в 1967 году, он 20 лет был лишён возможности представляться там снова.
Зато Славу хорошо узнали и полюбили на родине. Артисты, певцы, спортсмены, жены и дочери высокопоставленных управленцев высоко ценили работу Славы. Костюм или платье от Зайцева были высшим шиком, произведением модельного и портновского искусства. Самый знаменитый и самый скандальный советский модельер много работал для эстрады, кино и театра. Предмет особой гордости самого Вячеслава Михайловича – костюм Андрея Миронова из «Женитьбы Фигаро», в который были вшиты сотни маленьких зеркал. В этом костюме Миронова похоронили...
А вот с великой Плисецкой, для которой Зайцев создавал костюм Лебедя из «Лебединого озера», отношения не заладились – Майя Михайловна высказала своё мнение насчёт того, как должен выглядеть её костюм. А Слава этого терпеть не мог.

Клиентами Славы были самые известные персоны страны. С Эдитой Пьехой. Фото из открытого источника
Клиентами Славы были самые известные персоны страны. С Эдитой Пьехой. Фото из открытого источника

Советские королевы
Прославился Слава и тем, что крайне избирательно подходил у выбору клиентов, был категорически не всеяден. Не захотел работать с
Л.И. Брежневым, придя в ужас от его голубых рубашек и малиновых галстуков. Отказался создавать наряды для супруг членов Политбюро, женщин немолодых и не слишком привлекательных, которым, по большому счёту, мода была уже неинтересна. С женой советского премьера А.Н. Косыгина и вовсе вышел конфуз: та удержала из оплаты своего заказа стоимость билетов в театр, куда сама же пригласила Зайцева. После этого Слава перестал одевать жадноватую жену второго человека страны.
Не захотел он работать и с Раисой Максимовной Горбачёвой, дамой чересчур высокомерной, относившейся к людям как к пустому месту. Исключение было сделано лишь для Людмилы Путиной – та вела себя просто, общалась с удовольствием и любила бывать на примерках.


Последние годы жизни маэстро провёл в одиночестве в своём подмосковном доме. Фото из открытого источника
Последние годы жизни маэстро провёл в одиночестве в своём подмосковном доме. Фото из открытого источника

На закате жизни
В 2016 году у Вячеслава Михайловича нашли болезнь Паркинсона. После двух инсультов появились проблемы с передвижением и речью. Он был одинок. Рядом находились чужие люди, выполнявшие свою работу, – помогали передвигаться, следовали указаниям докторов, вели хозяйство. Но вряд ли согревали.
Отношения с сыном не сложились, его мать оставила Славу много лет назад, уйдя к другому мужчине.
Из «Модного приговора» Зайцев, осознавая, что говорить ему становится всё труднее и труднее, ушёл. Из медийного пространства пропал. Многочисленные ток-шоу гадали: как теперь живёт мэтр? Что происходит в его семье – где сын Егор, где обожаемая внучка Маруся, которой дед оставил свою квартиру на Арбате, перебравшись в Каблуково? Почему их нет рядом? Как в Тик-Токе оказывались ролики, которые неприемлемо выкладывать на всеобщее обозрение по этическим соображениям, поскольку Вячеслав Михайлович в них почти не может говорить и самостоятельно передвигаться? Как понять то, что происходило с кутюрье на закате его удивительной жизни?

Могила В.М. Зайцева на кладбище в подмосковном Щёлкове. Фото из открытого источника
Могила В.М. Зайцева на кладбище в подмосковном Щёлкове. Фото из открытого источника

***
Вячеслав Михайлович Зайцев ушёл из жизни 30 апреля 2023 года в подмосковном Щёлкове в возрасте 85 лет. Похоронен согласно решению семьи на местном Жегаловском кладбище.