Автомобилей с вариаторами все больше на наших улицах. Даже суперсовременные и новые китайские автомобили через один оснащены бесступенчатыми трансмиссиями. Этот тип трансмиссии имеет свои сильные и слабые стороны по сравнению с классическим гидро автоматом. CVT — трансмиссия более простая в производстве. "Переключение передач" — бесступенчатое. Хотя на самом деле, в вариаторе нет "ступеней". Происходит плавное изменение передаточного числа. Кратко рассмотрим устройство современного вариатора.
Упрощенно, большинство современных клиноременных вариаторов включают в себя механическую часть, которая состоит из двух раздвижных конусных шкивов и металлического клинового ремня. Именно поэтому такой вариатор называют клиноременным. Передаточное число трансмиссии изменяется за счет сдвигания/раздвигания шкивов. Также, к механической части относится механизм переключения заднего хода.
Ремень состоит из пакета стальных лент и надетых на них металлических пластин. В результате получается гибкая ременная передача
Управляет механической частью электрогидравлический блок, в просторечии "гидроблок". В состав ряда вариаторов также может входить гидротрансформатор для передачи крутящего момента от двигателя. Гидроблок, гидротрансформатор и механизм заднего хода — все эти узлы довольно надежны и редко выходят из строя "просто так, по старости".
Для понимания принципа работы вариатора, для началавспомним велосипедную цепь. Крутим педалями большую шестерню - вращение передаётся на малую шестерню. И при этом, малая шестерня вращается быстрее, пропорционально разнице в диаметрах шестерен.
В вариаторе два шкива, между которыми натянут ремень. Шкивы могут менять диаметр вращения по которому проходит ремень. Таким образом можно менять передаточное отношение между ведущим и ведомым валами.
Диаметр вращения ремня на каждом из валов — меняется плавно. Если конусы ведущего вала сжимаются — ремень перемещается к внешней стороне своеобразного шкива. При этом, шкивы ведомого вала — раздвигаются. И наоборот.
Ремень — наборный, состоит из стальных пластин. Передача вращения от шкива к ремню происходит за счет трения стальной поверхности шкивов о боковую поверхность стального наборного ремня. Как показывает практика, самым слабым узлом вариатора является ремень. на втором месте — шкивы.
В процессе работы ремень испытывает большие нагрузки. Именно поэтому некоторое время назад вариаторы устанавливали в основном на микролитражки. Со временем ремни стали надежнее.Но часть конструктивных особенностей — устранить нельзя по определению. Например, ремень вариатора не любит резких динамических нагрузок, особенно знакопеременных. Другими словами, при сильных рывках в трансмиссии он может порваться, что нередко и происходит. На фото ниже показан порванный ремень. Видим, что от повышенных нагрузок рвутся боковые стальные наборные ленты, и ремень рассыпается. Ремень вариатора не любит резких динамических нагрузок, особенно знакопеременных, т.е. различных рывков в трансмиссии. Такие рывки возникают при резком старте, при пробуксовках, раскачке вперед-назад и т.д.
Так как обрыв ремня происходит во время работы трансмиссии, элементы ремня тут же попадают в движущиеся детали трансмиссии, и владельцу очень повезет, если на шкивах при этом не образуются задиры, а приводные валы не заклинит. Ниже показаны детали порванного ремня внутри вариатора.
Ниже - инструкция, как сохранить жизнь вариатора и радоваться жизни от управления автомобилем с бесступенчатой трансмиссией:
- У вас должна быть спокойная манера вождения: резкие старты со светофора, выезд с примыкающей дороги с пробуксовкой колес и т.д. - крайне не приемлимы для данной трансмиссии.
- Застряв в снегу или грязи, НЕ выбирайтесь из дорожного плена с помощью раскачки вперед-назад. Чтобы не убить вариатор делайте паузы между переключениями режимов. Вариаторы не терпят пробуксовок.
- Аналогично, паркуясь или маневрируя, дожидайтесь полной остановки автомобиля, НЕ переключайте режимы вперед-назад прямо в движении.
- Как можно ЧАЩЕ меняйте жидкость в вариаторе. Это позволит ПРОДЛИТЬ ЖИЗНЬ трансмиссии.
- Всегда прогревайте автомобиль перед поездкой, особенно при минусовых температурах.
Если Вам понравился материал — поставьте ЛАЙК и ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ на наш Блог, чтобы не пропустить новые публикации!
Если Вам необходима дополнительная информация об устройстве и эксплуатации автоматических трансмиссий, то рекомендуем ознакомиться с нашим техническим блогом на Drive2 ТУТ.
Если же Вам потребуется высокопрофессиональный ремонт АКПП, гидроблока, гидротрансформатора — обращайтесь! Будем рады Вам помочь.
Наш адрес: г. Москва, Алтуфьевское шоссе, 31 стр.1.
Наши телефоны для связи: +7 (495) 664-41-00 голос; +7 (926) 209-26-79 голос/мессенджеры (What’s App, Viber, Telegram).
Наш официальный сайт: https://zfcenter.ru/
С некоторыми примерами ремонтов АКПП, в.т.ч. из других регионов и городов Вы можете ознакомиться ТУТ.
С нами Вы всегда получаете максимально честное отношение и высокое качество услуг, которое является результатом многолетнего опыта!