Ранним летним утром из аэропорта британского города Бирмингем с взлетно-посадочной полосы вполне успешно устремился на вылет в Испанию очередной авиарейс за номером 5390.
На дворе было 10 июня 1990 -го года. Вылет состоялся в 8 ч. 20 минут по местному времени. Конечным пунктом назначения авиарейса была испанская Малага. На борту самолёта находились 81 человек пассажиров.
Когда самолёт взлетел, то случилось непредвиденное, после чего в кабине пилотов разыгралось настоящее серьёзное приключение, с незабываемым сюжетом для всех участников.
В полёте лобовое стекло кабины перед которым находился капитан воздушного судна пилот Ланкастер лопнуло и развалилось! Это произошло на высоте в 5274 метра , когда самолёт пролетал над Дидкотом.
Стрелки часов в этот момент показывали 8 ч. 34 минуты. Самолёт уже шел на автопилоте.
Ланкастера под давлением воздуха выходящего из кабины тут же выкинуло следом.
Ему ещё повезло, что его ноги запутались между штурвалом и тумблерами приборной доски. А так же повезло ему ещё больше, что в данный момент в кабине пилотов по счастливой случайности находился стюарт Найджел Огден.
Пока второй пилот Алистар Атчинсон сидевший в кресле пытался уцепившись за подлокотники остаться на своём рабочем месте, Огден успел среагировать на случившееся.
Бортпроводник бросился вперёд и ухватил крепко Тима Ланкастера за пояс.
В этот же момент дверь в кабину пилотов сорвало с петель и она, упав на приборную панель устало, повредила связь с землёй.
Пока стюардесса Сюзан Гиббонс успокаивала пассажиров и требовала всех пристегнуть ремни безопасности, самолёт начал терять высоту...
Тут очухался второй пилот Атчинсон и взял управление самолётом на себя. Он сумел за краткое время установить контроль над режимом полёта и начал постепенное аварийное снижение. Тут же он успел настроить связь и включить сигнал о помощи на землю.
Но из-за ветра гулявшего по кабине Атчинсон почти не слышал команд диспетчера с земли.
Между тем Огдену становилось всё труднее удерживать командира, потому что бортпроводник уже получил обморожение и руки толком не слушались его. На помощь были призваны двое других проводников. Все собравшиеся в кабине видели через стекло, что КВС лежит прижатый потоком встречного воздуха к поверхности кабины без малейшего движения . Его кожа уже посерела и все решили, что он уже "склеил ласты", но боялись его отпустить.
Все опасались, что тело Ланкастера попадет в левый движок самолёта и тогда всем точно придёт полная труба. Поэтому бортпроводники старательно удерживали находившегося, как оказалось без сознания Тима Ланкастера за ноги, хотя тот постепенно выскальзывал от них наружу.
Выход из сложившегося положения нашли следующим образом. Один из бортпроводников сел в кресло капитана воздушного судна Ланкастера и его пристегнули всеми-всеми ремнями. Этот бортпроводник впился изо всех сил в лодыжки Ланкастера, и удерживал того до самого приземления самолёта. В лицо бортпроводнику летел ветер и холод с температурой минус 17 градусов!
Вскоре самолёт достаточно снизился, и снизил заодно скорость.
Атчинсон услышал голос диспетчера с земли. Он запросил посадку в лондонском аэропорту "Гатвик", но его отправили в Саутгемптон.
Это было ближе, но Атчинсон не знал этого аэропорта.
Тем не менее ему пришлось садиться именно там. Проблем при посадке не возникло - Атчинсон умело посадил самолёт невзирая на все возникшие трудности .
С момента начала "воздушных приключений" прошло двадцать долгих минут.
Все пассажиры самолёта сошли по трапу в штатном порядке.
Ланкастера после посадки смогли затащить в кабину. Как оказалось он выжил, при скорости самолёта в 600 км в час, и морозе за бортом в семнадцать-восемнадцать градусов по Цельсию.
Через несколько минут после посадки он открыл глаза и пришёл в себя.
Первым делом КВС Тим Ланкастер заявил окружающим его людям: "Я хочу есть!"
Позже Ланкастера отправили в госпиталь, и он отделался лишь переломом правой руки , обморожением и многочисленными синяками!
Спустя полгода он полностью восстановился от "воздушного приключения" случившегося с ним.
Проверка выявила следующее.
Выпавшее стекло заменили за 27 часов до вылета самолёта. Оно вылетело под давлением, так как новые крепежные болты были не того формата.
Из 90 крепёжных болтов 84 штуки были меньшего размера.
Оказалось, что менеджер смены по техническому обслуживанию самолёта, при нехватке рабочих рук в ночную смену, решил поменять стекло самостоятельно И вот, что из этого получилось. Когда в дело вступают своими "умелыми ручками" менеджеры... то несомненно - надо ждать подвоха...
На плохо освещенном складе менеджер взял неправильные болты, которые были тоньше необходимых, и закрепил их все вручную один. проверка никем не проводилась. Сработал обычный человеческий фактор.
* * * * *