Дорогой заинтересованный искатель жизни, предлагаем посредством длинной очереди осмысления различных данных оформить постепенно особый взгляд на жизнь. Но для начала станем изучать фундаментальную основу биологической картины мира. Ведь в естествознании биология – наука о живой природе. Законы природы в биологии согласуются с изменением и развитием материального аспекта. Хорошо, однако, сознание, которое закрепляется за жизнью в эволюционном подходе, биология как бы пропускает. Между тем не прекращается научный поиск ответов по проблеме жизни. И вот, в рамках философии жизненной реальности мы присоединяемся к этому поиску. Прежде всего, мы подозреваем, что жизнь как-то связана с энергией.
Таким образом, биология изучает природу, живую природу, но мало понимает, что такое жизнь, на самом деле. Наряду с этим, в естествознании физика изучает явления, то есть движения, наблюдаемые в окружающей среде неживой природы. За подобными движениями, но уже живой природы, следит биология. Как-то так, но видимо не всё гладко, поэтому решением проблемы жизни интересуется и философия. Мы же со своей стороны уже отмечали, что о жизни можно судить как о глобальном эволюционном процессе, где присутствует фактор управления и осуществляется всеобщее познание. Жизнь – это деятельность! Ну, и в целом, эволюция может быть не только биологической (эволюцией различных живых форм), но и психологической эволюцией, когда развивается уже сознание в соответствующих биологических формах. И всё же формат концепций современного естествознания позволяет нам собрать для исследования факты биологической картины мира. А мы к ней отнесёмся, в том числе по-философски.
Для начала подойдём к нашему озвученному мероприятию по поиску ответов по проблеме жизни с философии биологии. Если уж что-то познавательно делать, то основательно. Мы будем снова говорить о неживых и живых системах, но если возникнет потребность рассмотреть отдельно какой-либо сопутствующий вопрос, то мы его обязательно рассмотрим. Ибо каждый фрагмент, каждая деталь имеют важность для построения общей мировоззренческой картины. В свою очередь, эта создаваемая с помощью творчества картина жизни станет в дальнейшем основой для рассуждений по различным проблемам медицины и природы человека. Скажем, как раскрыть широкую тематику здорового образа жизни, если мы плохо осведомлены о сути самой жизни? И нам предстоит долгий путь изысканий в этом направлении.
Итак, живые системы имеют ряд особенностей, отличающих их от неживых систем. «Важнейшая особенность живых систем заключается в том, что их жизнь невозможна без притока в них энергии, обмена веществ и обмена информацией. Можно сказать, что они взаимодействуют со средой и по этой причине являются открытыми системами. Далее, для живых систем характерна способность к самовоспроизводству, саморегуляции и самовосстановлению, в основе которого лежит способность к восстановлению собственного генетического материала. Сущность жизни заключается в её самовоспроизведении, в основе которого лежит координация физических и химических явлений и которое обеспечивается передачей генетической информации от поколения к поколениям. Именно эта информация обеспечивает самовоспроизведение и саморегуляцию живых существ. Поэтому жизнь – это качественно особая форма существования материи, связанная с воспроизведением».[1] Но где тут причина жизни? А говорится здесь в целом о некоторых проявлениях жизни. Если жизнь – это движение и изменение, то в чём причина данных изменений? Вообще, в чём причина движения?
Попробуем так, в широком подходе жизнь есть деятельность, а деятельность всегда сознательна, то есть, без сознания нет познания и нет проявлений жизни. Познавать мир могут все живые существа, не только человек, который данный мир познаёт иначе и лучше. И любое существо не может существовать без аспекта сознания. Теперь снова коснёмся примечательного психологического момента, уровни познания выражаются в способности живых систем ощущать и воспринимать какие-либо воздействия со стороны. По нашему мнению, аспект сознания очень конкретно связан с процессами ощущения и восприятия. Жизнь живых систем невозможна без притока в них энергии, живые системы взаимодействуют со средой. Почему? Просто потому, что у живых систем есть сознание, которое может, на том или ином уровне, лучше или хуже, но воспринимать энергию, взаимодействовать с энергией. О какой энергии идёт речь? Не является ли эта энергия энергией жизни?
И дальше, информация обеспечивает самовоспроизведение и саморегуляцию живых существ, причём особенность живых систем заключается также в обмене информацией, обмене веществ. Можно по-разному определять, что такое информация, вопрос остаётся открытым, но существует обязательно связь между информацией и сознанием. Получается, что опять сознание «ответственно» и за энергетический обмен в живых системах. Следовательно, как раз сознание – основной признак жизни. А проявление жизни есть одновременно и проявление сознания. Но всё равно нет ответа на вопрос: что такое жизнь.
И мы с вами уже затрагивали этот жизненный вопрос, но хотелось бы кое-что вспомнить, чтобы была общая линия познания жизни. Итак, физика изучает неживую природу, а биология живую природу. Но движения и изменения присутствуют и там и там, где-то они менее, а где-то более заметны. Кроме того, во многом движение понимается с позиции энергии, и все живые и неживые объекты характеризуются тем, что взаимодействуют с солнечной энергией. Вот, жизнь нам дарует Солнце. А, допустим, неживая материя способна преобразовывать солнечную энергию в электричество. В то же время, солнечная радиация поддерживает жизнедеятельность живых организмов. Если электричество вырабатывают неживые объекты, а жизненные процессы не обходятся электричества, то живые организмы жить не могут без неживых объектов. Иначе говоря, живые системы не могут существовать без химических элементов и, в общем, минералов.
Выше мы обозначили, что сознание – основной признак жизни, а информация (по сути дела, содержание сознания) обеспечивает самовоспроизведение и саморегуляцию живых существ, благодаря способности к восстановлению собственного генетического материала. Ладно, но «в качестве субстрата жизни внимание привлекают нуклеиновые кислоты (ДНК и РНК) и белки».[2] Откуда, например, в ДНК «источник жизни»? Ведь как раз ДНК – генетический материал клеток. И дальше в том же научном издании читаем следующее: «Ни нуклеиновые кислоты, ни белки в отдельности не являются субстратами жизни. В настоящее время считают, что субстратом жизни являются нуклеопротеиды».[3] Это когда ДНК и белки как бы вместе и заодно. И все живые системы содержат нуклеопротеиды. Вот только эти жизненно важные соединения несут жизненный принцип в том случае, если они располагаются уютно в клетке, а вне клетки снова возвращаются к статусу обычных химических соединений. Что же такое происходит с клеткой?
По мнению учёных, жизнь там, где наличествует взаимодействие между нуклеиновыми кислотами и белками, а вне клеток этого не происходит. С другой стороны, если клетка умирает, но в ней содержатся, как нуклеиновые кислоты, так и белки, однако прекращаются всяческие взаимодействия. Получается, что какая-то внешняя энергия определяет взаимодействие между нуклеиновыми кислотами и белками. Какая?
Если ДНК – носитель информационного генетического кода, тогда живая клетка обладает сознанием на своём клеточном уровне. Жизнь клетки прекращается, если по какой-то причине энергия жизни через сознание перестаёт оживлять клетку. Так, в обиходе, скажем, временная потеря сознания напоминает смерть. Хорошо, вся жизнь в клетке? «Каждый живой организм состоит из клеток (исключение составляют вирусы). Тела неживой природы (за исключением отмерших организмов) клеточного строения не имеют».[4] Тела отмерших организмов причисляются уже к неживой природе. А в своё время в этих телах развивалась и процветала жизнь! Ушла она куда-то? Всё больше встаёт перед нами вопрос некой малопонятной жизненной энергии. Жизнь – это энергия?
Да, можно пока сказать и так, жизнь – это энергия, способная вызвать в материи информационный обмен, в результате чего появляется живая материя с сознанием. В результате «оживают» и субстраты жизни, несущие энергию жизни. Теперь, как по-научному принято различать живые и мёртвые тела? С этого места мы и продолжим наш большой и серьёзный разговор о жизни. Потому, собственно, и философия жизненной реальности.
[1] Философия наук о живой природе: учебное пособие для аспирантов / В.В. Кашин – Оренбург: ИПК ГОУ ОГУ, 2006. С. 15
[2] Философия наук о живой природе: учебное пособие для аспирантов / В.В. Кашин – Оренбург: ИПК ГОУ ОГУ, 2006. С. 15
[3] Философия наук о живой природе: учебное пособие для аспирантов / В.В. Кашин – Оренбург: ИПК ГОУ ОГУ, 2006. С. 16
[4] Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 кл. : учеб. для общеобразоват. Учреждений / В.В. Пасечник. – М. : Дрофа, 2012. С. 16