Чтобы понять суть произошедшего с группой Игоря Дятлова, нужно внимательно изучить весь путь туристов из Свердловска до перевала между склонами гор "1079" и "880". Иначе, любая версия событий, будет выглядеть убедительно лишь в глазах тех людей, которые её создали.
Дневник Люды Дубининой, 23 января
"Незадолго перед выходом начали собираться провожающие Времени было в обрез, но мы, конечно, во время прибыли на станцию. И вот настали последние минуты прощанья. Перед отходом "спели" несколько песен, но В вагоне к нам присоединились блиновцы вместе пели песни".
23 января 1959 года, две туристические группы Уральского Политехнического института, отправились в лыжный поход по Северному Уралу. Их совместный путь пролегал от города Свердловска до посёлка Вижай. И, уже на этом отрезке пути, их ждали неприятные события, которые произошли не случайным образом, а были спланированы заранее.
Копия дневника группы Дятлова, 24 января
"7.00. Прибыли в Серов. Ехали вместе с группой Блинова. У них Ольва для охоты и прочие принадлежности. На вокзале встретили ужас, как гостеприимно: не впустили в помещение и милиционер навострил уши... Это, пожалуй, 1-й вокзал, где запрещены песни и где мы сидели без них...
Юдин".
Документ из УД, лист 21
Мало того, что туристов "не впустили в помещение", им так же запретили петь песни возле вокзала. И это притом, что туристическое движение в стране, на тот момент времени, было не только популярно среди молодежи, но и всецело поддерживалось государством. У Игоря Дятлова, как руководителя похода, даже имелось "письмо профкома УПИ ко всем сов. и общ. организациям - о содействии группе Дятлова".
Тетрадь Евгения Масленникова
"В полевой сумке Дятлова обнаружены следующие документы:
7) Письмо профкома УПИ в Горторготдел (Слободин, Гордо, Ищенко)
8) Письмо профкома УПИ ко всем сов. и общ. организациям - о содействии группе Дятлова (Слободин, Ищенко, Гордо)".
И, тем не менее, пассажиров с билетами, вопреки всем правилам, не пустили в помещение вокзала. А это говорит лишь об одном, милиция преднамеренно вызывала в среде студентов протестные настроения, которые должны были вылиться в противоправные действия и они не заставили себя ждать.
Дневник Люды Дубининой, 24 января
"Произошел один небольшой казус — Юрку К. забрали в милицию, обвиняя его в обмане. Наш герой вздумал пройтись с шапкой вокруг вокзала, причем с исполнением какой-то песни. Юрку пришлось выручать".
Действительно, действия Юры Кривонищенко, в большей мере, были направлены не на правоохранительные органы, а на завхоза туристической группы Люды Дубининой, за её скупость и жадность. Но, для милиционеров, такое объяснение не играла особого значения. Правонарушение есть, а, значит, его нужно зафиксировать.
Копия дневника группы Дятлова, 24 января
"...и тут Ю.Криво затянул песню, его в один момент схватили и увели. Отмечая для памяти гр-на Кривонищенко, сержант дал разъяснение, что П.3 правил внутр. распорядка на вокзалах запрещает нарушать спокойствие пассажиров...
Юдин".
Документ из УД, лист 21
Такие действия железнодорожной милиции можно было бы не брать в расчёт, студенты сами виноваты в таком обращении с ними, если бы не дальнейшие события, которые произошли с туристами на пути из Серова в Ивдель.
Продолжение следует...