Здесь мы рассмотрим систему игровых санкций и штрафов в коллекционной карточной игре Pokémon. Цель не демотивировать, скорее напротив – побудить, а именно к следованию правилам и проявлению бдительности на протяжении всей партии. Это способствует игре на равных, честных условиях и, в конечном счёте, получению удовольствия от процесса обоими игроками.
Покемон ККИ – игра, предоставляющая массу возможностей в плане доступных игровых механик. Достаточно включить практически любую игру с мало-мальски серьёзного турнира по Покемонам (например, с недавно закончившегося регионального чемпионата в Питтсбурге), чтобы увидеть, сколько действий разыгрывается за ход каждым игроком – поиск карт в колоде, розыгрыш саппортера, добор карт, использование способностей покемонов, манипуляции с энергиями, и этим список не исчерпывается.
Широчайшее пространство для игровых манёвров. При всём при этом – имеются ограничения, несоблюдение которых может повлечь за собой применение игровых штрафов. Все эти штрафы расписаны в официальном руководстве по проведению турниров, с которым можно ознакомиться здесь в новейшей редакции от июля 2023 года.
Итак, приступим.
Виды штрафов
В зависимости от серьёзности и специфики нарушений выделяются семь разновидностей штрафов – от наименее к наиболее значимому:
1. Замечание (Caution)
Выносится в устной форме при нарушении правил игроком.
2. Предупреждение (Warning)
Помимо устной формы также подкрепляется письменной отметкой.
3. Две призовые карты (Double Prize Card, DPC, также часто встречается вариант Double Prize Penalty)
Означает, что сопернику для победы необходимо взять на два приза меньше. Все призовые карты соперника при этом остаются лежать на своих местах, но теперь соперник одержит победу, взяв свой четвёртый по счёту приз (а не шестой, как по общим правилам). Если на момент объявления такого штрафа у соперника остаются невзятыми всего один или два приза – он автоматически побеждает в партии.
DPC применяется в случае, когда возникшее вследствие нарушения игровое состояние нельзя полностью откатить обратно (включая даже такие нюансы, как неправомерное получение игроком информации о картах, лежащих на верху колоды, снизу колоды и т.д.). С примерами мы разберёмся далее.
Кстати, раньше при объявлении DPC оппонент сразу брал два приза – но впоследствии от этого решили отказаться из-за карт, эффект которых как раз зависел от количества взятых оппонентом призов (саппортер N, Counter Energy и другие) – то есть призовые карты, взятые за совершённое соперником нарушение, могли попросту выйти боком их обладателю.
4. Четыре призовые карты (Quadruple Prize Card, QPC)
Механика такая же, как у предыдущего штрафа, только здесь сопернику для победы необходимо взять уже на четыре приза меньше. Официальный гайд гласит, что QPC может быть объявлен, если игровое состояние поломано настолько, что даже DPC не будет отражать уровня драмы, но при этом присуждение поражения в партии стало бы чрезмерным наказанием.
Что любопытно – в самом гайде нет примеров, рекомендуемых для такого штрафа, и составителей можно понять, ведь в большинстве игровых ситуаций QPC делает продолжение партии бессмысленным. Если QPC присуждается в самом начале игры, то это даёт оппоненту практически неотыгрываемое преимущество. Если в более продвинутой стадии игры – то, вероятно, каждый из оппонентов уже успел взять по паре призов и объявление штрафа автоматически завершит партию. Единственный расклад, который представляется автору этой статьи отдалённо подходящим – это ситуация, когда нарушитель значительно опережает оппонента по взятым призам (например, 5-1) и штраф таким образом даёт оппоненту реальный шанс на камбэк при продолжении игры.
5. Присуждение поражения в партии, или гейм-лосс (Game Loss, GL)
Объявляется, когда игровое состояние было нарушено необратимым образом вплоть до невозможности нормального продолжения игры. (По описанию уж очень похоже на QPC.)
В исключительных случаях гейм-лосс может быть засчитан одновременно обоим игрокам. Если матчи в турнире проводятся до одной победы, то исход этого матча записывается не как ничья, а как матч без победителя (что, по сути, означает, что ни один из игроков не получает за него никаких очков). Этому имеются примеры в реальной турнирной практике.
Так, на чемпионате штата Иллинойс в 2016 году гейм-лосс схлопотали оба участника матча. После того, как один из игроков использовал атаку Сейсмитода EX Quaking Punch, не позволяющую оппоненту разыгрывать карты предметов в его следующий ход, оппонент-таки разыграл VS Seeker, вернул из дискарда в руку Профессора Бёрча и успел сыграть и его, замешав свою руку в колоду. Только в этот момент на обоих снизошло озарение.
Почему провинившийся игрок получил гейм-лосс – очевидно: была сыграна карта, которая не могла быть сыграна, а последовавший за этим шаффл, естественно, был необратим. Почему гейм-лосс получил соперник, просто созерцавший происходящее – не столь очевидно (согласно официальному руководству, это тоже наказуемо, но не так строго). Главный судья аргументировал тем, что такое решение позволяет предотвратить злоупотребление ошибками оппонента – сценарий, когда игрок намеренно хранит молчание в момент нарушения правил оппонентом и только после необратимых действий последнего подзывает судью, готового выписать заветный гейм-лосс.
Означает ли это, что везде и всегда вы будете получать гейм-лосс, если ваш оппонент творит непотребства со своими картами? Конечно же, нет. В примере выше, вероятнее всего, роль сыграл тот фактор, что ограничение на розыгрыш Item-карт оппонентом был эффектом атаки самого игрока. И поэтому следить за тем, чтобы ограничение соблюдалось – было во многом ответственностью этого игрока.
Мораль истории – не стесняйтесь указать оппоненту на его ошибку сразу, как только её заметили.
6. Присуждение поражения в матче, или матч-лосс (Match Loss, ML)
На матч-лосс недостаточно просто наиграть – на него нужно конкретно нарваться своим поведением. Свод правил гласит, что такое наказание выносится, когда один из игроков не может нормально продолжать игру в матче вследствие поведения оппонента – под которым стоит понимать вербальное или физическое воздействие. Осуждаем.
7. Дисквалификация (Disqualification, DQ)
Высшая мера наказания в рамках турнира, зарезервированная для случаев, когда последствия неспортивного поведения игрока выходят за рамки отдельно взятого матча и ставят под угрозу продолжение ивента как такового. Осуждаем х2.
Недавний региональный чемпионат в Питтсбурге подарил нам свежий пример – "дисквала" был удостоен достаточно известный игрок и неоднократный победитель регионалов Даниэль Альтавилья, прямо по ходу матча вступивший в словесную перепалку с Хантером Батлером, с которым его даже связывали приятельские отношения (по крайней мере, до этого турнира). Кульминацией стало словосочетание "little b**ch", брошенное Даниэлем в адрес соперника и давшее судьям повод выписать бан, особенно с учётом того, что на Альтавилье уже и так висело предупреждение за неспортивное поведение. Самое интересное в этой истории – Батлер пытался уговорить судей не применять столь суровые санкции к сопернику, настаивая на том, что ему было бы достаточно простого извинения. Которого он от Даниэля не дождался.
Прежде чем перейти к категориям нарушений, остановимся на том, как правильно фиксировать нарушение. Ответственный за это судья должен не просто выписать штраф. Судья обязан, во-первых, объяснить суть нарушения – в конце концов, игрок может нарушить правила по незнанию (особенно это актуально для локальных турниров), и грамотное пояснение может помочь игроку избежать аналогичного нарушения в будущем. Во-вторых, судья должен довести до сведения игрока, что при повторном нарушении штраф в следующий раз может быть эскалирован, то есть применена более строгая мера. Иными словами, если игрок впервые за матч совершает действие, за которое полагается замечание – он получит замечание. На второй раз за это же действие, скорее всего, уже будет вынесено предупреждение. И так далее.
Категории нарушений
Применительно к Покемон ККИ в официальном гайде актуальность представляют две категории нарушений.
1. Нарушения, связанные с поведением игрока, нарушающим основополагающие принципы участия в турнирах
Сюда относятся процедурные ошибки, неспортивное поведение и читерство. В условиях неофициального существования Покемон ККИ в России применимость процедурных норм наподобие росписи в специальном бланке по окончании раунда не так релевантна. Из действительно важного – на матчи нужно являться вовремя. На официальном уровне опоздание в пределах 5 минут чревато предупреждением, свыше 5 минут – гейм-лоссом. И это тот случай, когда неофициальный статус турнира не стоит считать основанием для отклонений от правил. Своевременный приход на матч – это элементарное уважение к сопернику и к организации турнира.
Что же касается читерства и неспортивного поведения – думаю, этому можно будет посвятить отдельный материал и заодно поподробнее остановиться на реальных примерах.
2. Нарушения, связанные с самим игровым процессом
Вот на этом пункте мы задержимся. В официальном гайде выделяются три подкатегории таких нарушений. Пойдём по порядку.
2.1. Ошибки геймплея, связанные с неправильным использованием игровых механик
2.2. Легальность деки. Сюда относятся все проблемы, связанные с физическим состоянием карт и протекторов, количеством карт в деке, а также соответствием карт формату проведения турнира. В случае фиксации нарушения такие карты должны обязательно быть заменены.
2.3. Темп игры. Имеются в виду действия или бездействие игрока, отражающиеся на темпе игры настолько, что оппонент ставится в невыгодные для него условия дефицита времени. Примечательно, что помимо штрафа судья здесь вправе объявить о продлении времени матча, чтобы компенсировать потраченное игроком время.
Обратимость действий
Последнее, на чём хочется заострить внимание – это обратимость нарушения, то есть возможность восстановить игровое состояние, существовавшее непосредственно перед нарушением. Об этом мы уже говорили выше, но официальный гайд предлагает нам пищу для размышлений, приводя в пример три игровые ситуации, каждая из которых связана с розыгрышем игроком второго саппортера в свой ход (то есть исходные условия звучат одинаково) – при этом строгость штрафа будет варьироваться в зависимости от того, насколько эффект от этого действия поддаётся откату.
Видимо, примеры в официальном гайде перекочевали из предыдущих редакций, поэтому содержат упоминания карт, которые уже давно вышли из стандартного формата. Так что заменим их на более современные аналоги и рассмотрим ситуации подробнее.
Ситуация 1.
Игрок разыгрывает в свой ход саппортера Iono. Позднее, но в течение этого же хода игрок разыгрывает саппортера Boss’s Orders, применяя его эффект – после чего осознаёт свою ошибку и подзывает судью. Эффект от Босса откатить легче всего – достаточно просто вернуть на актив того покемона, который был активным до розыгрыша Босса. Таким образом, игровое состояние никак не пострадало – однако в дисциплинарных целях игроку выдаётся предупреждение.
Ситуация 2.
Игрок разыгрывает в свой ход саппортера Iono. Позднее, но в течение этого же хода игрок разыгрывает саппортера Worker и применяет все эффекты этой карты, включая добор трёх карт из колоды себе в руку – после чего осознаёт свою ошибку и подзывает судью. Оппонент не может самостоятельно верифицировать, какие именно три карты попали в руку игрока с добора при розыгрыше саппортера Worker (а верить на слово здесь, извините, не вариант). Даже если допустить, что игрок уже увидел эти три карты, но не успел присоединить их к остальной руке – в любом случае он получил информацию о том, какие три карты лежали у него на топдеке. Для исправления ситуации судья выбирает случайные три карты из руки игрока и возвращает их на топдек – и выписывает игроку Double Prize Penalty.
Ситуация 3.
Ну и наконец самая жесть, которая начинается так же, как предыдущие две ситуации – розыгрышем Iono. Но вторым разыгранным саппортером оказывается Shauna, в результате чего игрок замешивает свою руку в колоду и только после этого подзывает судью. Никто, кроме самого игрока, не может сказать, какие карты были у него в руке до розыгрыша Шоны – ни оппонент, ни судья. Более того, колода оказалась лишний раз перемешана – а это принципиальный момент, особенно с учётом того, что до этого была разыграна Ионо и под низ колоды легли определённые карты из руки игрока. Полноценный откат этого действия выполнить невозможно – в связи с чем игрок получает гейм-лосс.
Напоследок
О чём следует помнить после прочтения этой статьи: Покемон ККИ – это всего лишь игра. Ошибки в ней могут стоить вам партии, но даже это – ни в коем случае не трагедия. Играйте, тренируйтесь, оттачивайте мастерство. Небольшой ликбез выше, надеюсь, поможет читателю поменьше оступаться на этом пути.