Найти тему
Vostok Today

С Арктикой нельзя разговаривать на «ты»

Оглавление

Северный морской путь априори нуждается в снятии рисков обеспечения безопасности и загрузки мощностей

Корпорация развития Дальнего Востока и Арктики. Стоимость реализации плана по развитию Северного морского пути (СМП) составляет порядка 1,8 трлн рублей
Корпорация развития Дальнего Востока и Арктики. Стоимость реализации плана по развитию Северного морского пути (СМП) составляет порядка 1,8 трлн рублей

Одной из дискуссионных тем Восточного экономического форума стало обсуждение перспектив и проблематики Севморпути (СМП). Подробности — в материале ИА Vostok.Today.

В исключительной значимости СМП сегодня уже никого убеждать не нужно.

Стратегическая магистраль

Причем, спектр задач и вызовов этой транспортной магистрали постоянно расширяется. Сначала проект был задуман, как способ снабжения удаленных северных регионов, затем фокус сместился на развитие ресурсной базы Арктического региона. В настоящее время проект начинает решать проблему каботажа, то есть связывания западной и восточной частей страны.

Правительство России, напомним, в прошлом году приняло план развития Северного морского пути. В документе прописаны, как обязательства со стороны государства, так и со стороны бизнеса. Стоимость реализации плана составляет порядка 1,8 трлн руб. Из них более 620 млрд рублей — средства из федерального бюджета без учета задач, которые предстоит выполнить в рамках государственно-частного партнерства.

Проект, безусловно, имеет сильные стороны, которые стали очевидны при изменении геополитических факторов.

«Логистические цепочки выстраиваются с ориентацией на восточное направление. И в этой связи нужна дополнительная транспортная артерия, её функции и выполняет СМП», — отмечает первый зампред министра по развитию Дальнего Востока и Арктики Гаджимагомед Гусейнов.

Но при реализации проекта появляются также риски и ограничения. Их участники рынка, представители ведомств и эксперты обсуждали на сессии «Мировой транспортный северный путь» ВЭФ.

Арктика требует уважения

В частности, серьезного обсуждения требуют вопросы обеспечения безопасности.

«Мы уже поняли, что с Арктикой на «ты» разговаривать нельзя. С Арктикой нужно сразу выстраивать уважительный диалог на «вы» и опираться при этом на лучшие научные решения», — ставит проблематику председатель совета участников судоходства по Северному морскому пути Сергей Франк.

Заместитель председателя правления компании «Новатэк» Евгений Амбросов предлагает минимизировать влияние человеческого фактора. Для этого у штурманов должно быть первоклассное оснащение на всем следовании Северного морского пути.

«У штурманов должна быть своевременная метеоинформация, хорошая связь, навигационные карты», — считает топ-менеджер

Гаджимагомед Гусейнов видит необходимость в работе по созданию аварийно-спасательного и грузового флота. По мнению генерального директора ГТЛК Евгения Дитриха, это большая задача, которую предстоит решить нашей промышленности.

«Мы рассчитаем на отечественные суда и уже заказываем на российских верфях новый флот для СМП. Конечно, для СМП требуются суда с еще большим тоннажем, особенно арктического класса», — отмечает представитель организации.

Определённые шаги потребуются и от МЧС. По информации пресс-службы «Росконгресс» министерство уже создает крупные арктические комплексные аварийно-спасательные центры в важнейших районах вдоль Северного морского пути: Сабетта, Диксон, Тикси и Певек. Здесь будет идти мониторинг оперативной обстановки для предупреждения чрезвычайных ситуаций. Об этом рассказал советник главы МЧС России Даниил Мартынов.

Ранее мы писали: Российская промышленность готовится строить ледоколы для Севморпути

 Фото: Фотобанк Росконгресс. Михаил Киреев. На Восточном экономическом форуме прошла сессия «Мировой транспортный северный путь»
Фото: Фотобанк Росконгресс. Михаил Киреев. На Восточном экономическом форуме прошла сессия «Мировой транспортный северный путь»

На полную мощность

С экономической точки зрения беспокойство вызывает достаточный уровень загрузки мощности по транспортной артерии. Представители ведомств оптимистичны.

«В 2014 году мы возили только 4 млн тонн грузов, а в 2022 году грузопоток по Северному морскому пути составил уже 34 млн тонн грузов», — приводит данные Гаджимагомед Гусейнов.

По оценке специального представителя по вопросам развития Арктики корпорации «Росатом» Владимира Панова, восстанавливается и транзитный поток после вполне объяснимого провала 2022 года.

Спецпредставитель президента России по вопросам природоохранной деятельности, экологии и транспорта Сергей Иванов считает, что сейчас стоит фокусироваться на развитии инфраструктуры исключительно в восточном направлении.

«Объем нашего экспорта будет расти на Восток и значительно сокращаться на Запад. Поэтому надо развивать в первую очередь восточный сектор Арктики. А он самый трудный с точки зрения проводки, ледовой обстановки, отсутствия многих объектов безопасности», — формулирует проблематику Сергей Иванов.

«Один из способов решения задачи — обеспечение круглогодичного режима навигации», — считает статс-секретарь — заместитель Министра промышленности и торговли Российской Федерации Виктор Евтухов.

А для этого потребуется большее количество ледоходов.

«Сегодня на повестке дня — круглогодичная навигация в Восточном секторе Арктики. Много сомнений, но с технической точки зрения решения есть», — соглашается Сергей Франк.

Читать статью на Vostok.Today

Пожалуйста, не забывайте подписываться на канал Vostok.Today и ставить лайки. Ваши оценки очень важны для нас, именно вы помогаете развитию канала