Опытные пасечники говорят, что при общении с пчелами главное – не делать резких движений, не кричать и не пользоваться парфюмом. Полосатые труженицы очень чувствительны к запахам. Кстати, алкоголя это тоже касается, не жалуют они любителей крепких напитков. А если ты трезв и не агрессивен, пчелка весьма миролюбиво к тебе отнесется, особенно в период, когда ей совсем некогда бездельничать.
В этом плане пчелы фермера Алексея СПРИНЧАНА из таежного села Таяты особенно снисходительны к человеку. Добродушные друзья, так называет Алексей своих полосатиков. А все дело в породе! Одомашненная когда-то австро-германская пчела породы Карника в отличие от Сибирской пчелы совершенно не проявляет агрессии к человеку и способна выживать в условиях Сибири.
– Сибирская пчела тоже трудолюбива и вынослива, но она гораздо агрессивнее и способна даже без повода напасть на человека, – рассказывает Алексей. – А так как мы не вывозим пчел и держим пасеку у себя на участке, лучше поберечь и детей, и соседей от лишних неприятностей и укусов. Кроме того, Карника в отличие от других пород имеет длинный хоботок, благодаря которому достает нектар даже с растений с очень длинным чашелистиком. Так что даже в самый неблагоприятный в климатическом плане год эти пчелы способны собрать неплохой урожай меда.
Сезон медосбора начинается примерно в середине – конце апреля. Ульи выносят из омшаника, и в период активного цветения ивы пчелы начинают собирать первый нектар. Оказывается, ивовые шишки дают много пыльцы, которая насыщена белком, необходимым для вскармливания нового потомства жужжащих. Сегодня, когда вся тайга цветет, труженицы целый день в работе. Хозяин не тревожит своих питомцев все лето. Качать мед здесь принято всего один раз в год, в августе. В среднем фермер получает до тонны меда в сезон, этого вполне хватает и для семьи, и на производственные цели.
– Одно время руки опускались, даже думал перестать заниматься пчеловодством, – признается Спринчан. – Держали сорок семей в деревянных ульях. Во-первых, они тяжелые (три грыжи заработал, таская их из омшаника в омшаник). Во-вторых, из-за плохой теплоизоляции пчела начинает поедать больше меда, образуя влагу, которая вредит дереву. Словом, весьма затратное содержание. Лет пять назад начал интересоваться полиуретановыми ульями, которые научились изготавливать в Нижнем Новгороде. Не пожалел – теперь всем сибирякам, и минусинцам тоже, их советую. В отличие от пенопласта, который тоже имеет хорошую теплоизоляцию, полиуретан не могут прогрызть мыши и птицы. А главное, он легкий и в три раза теплее сухого дерева. Только представьте, три сантиметра полиуретана заменяют толщину 15-сантиметрового бруса! Солнце на них тоже не оказывает пагубного влияния. А по цене ульи выходят не дороже деревянных.
Пчеловодство – это не основной заработок семьи Спринчан. Это скорее хобби. Алексей занимается пчелами для души, а еще прививает этот навык своим четверым детям.
– В деревне нужно работать и осваивать разные ремесла, в том числе и разбираться в разведении пчел, – говорит Алексей.
Еще у фермеров своя пихтоварня. Всю зиму предприятие занимается заготовкой кедровой и пихтовой лапки, – из ее экстракта в Таятах изготавливают уникальную целебную продукцию, которая пользуется популярностью по всей стране. Бальзамы и сиропы на основе меда, пихты и кедра особенно востребованы среди населения. Легочный, печеночный, желудочный, почечный, успокоительный – 12 видов сиропов, которые помогают чистить и разжижать кровь, стабилизировать давление, приводить в порядок сосудистую систему, поддерживать иммунитет.
– Благодаря легочному бальзаму, например, мы практически не имели тяжелых последствий от коронавируса, – говорит деревенский житель. – Отделались, так сказать, простудой. Нам присылают благодарности из разных уголков России. Все, что производится на нашем предприятии, создано исключительно из натуральных продуктов и родниковой воды.
Чего только нет в производственном цехе таятцев! Эфирные масла, пихтовые экстракты, ополаскиватели для укрепления и роста волос, омолаживающие мази, кремы, натуральное мыло из ромашки, мяты, пихты, козьего молока и голубой глины. А еще здесь можно приобрести натуральное подсолнечное масло, семена льна, кедра, кунжута, муку разных злаковых растений.
– Такой продукции вы не найдете в аптеках, точно вам говорю. К счастью, нам повезло жить почти в самой тайге, где почти нет транспорта, свежий воздух, горы и девственная природа. А вообще пчеловодство сегодня в мире находится в плачевном состоянии. Из-за фермеров и сельхозпредприятий, которые опрыскивают химией поля, причем не только сверху, но и от корней, пчелы несут химический мед, который мы потом употребляем в пищу. Это губительно и для насекомых, и для людей. В Таятах мы даже деревья не опрыскиваем, чтобы не травить пчел и собственных детей, от которых хочется дождаться продолжения рода. Сами понимаете, если ребенка каждый день кормить чипсами, через пару лет у него начнется ожирение и появятся проблемы с желудком и печенью. Так же действует химизация на насекомых. Поэтому в округе у нас только сенокосные поля, которые ничем не обрабатываются. А значит, и за качество своего товара мы не переживаем.