Найти в Дзене
"Театральный чердак"

Нетипичная комедия: ​​"Фуршет с придурком" Ф.Вебер / Театр Николая Захарова "Содружество актёров"/ Калининград

"Фуршет с придурком" (чаще переводится как "Ужин с дураком") вещь из обычного ряда лёгких комедий и антреприз выпадающая. А спектакль в небольшом уютном пространстве калининградского театра Николая Захарова "Содружество актёров" - безусловная творческая удача коллектива и удовольствие для зрителей. Крики «браво!», громкий смех, задумчивая тишина и аплодисменты в середине спектакля, после самых ярких сцен – тому весомое подтверждение. Я с удовольствием посмотрела спектакль дважды, с большим перерывом между показами – живет, не теряет со временем. История-перевертыш, отличное актёрское исполнение и хороший баланс лёгкости и серьёзности делают этот спектакль удачным выбором для театрального вечера: зритель не перегружен драмой, но при этом не обескуражен бессмысленностью действия, как этот часто бывает в антрепризных комедиях положений. Автор пьесы – Франсис Вебер – известен широкому зрителю как сценарист расцвета французских кинокомедий с Пьером Ришаром - «Игрушка», «Высокий блондин в чё

"Фуршет с придурком" (чаще переводится как "Ужин с дураком") вещь из обычного ряда лёгких комедий и антреприз выпадающая. А спектакль в небольшом уютном пространстве калининградского театра Николая Захарова "Содружество актёров" - безусловная творческая удача коллектива и удовольствие для зрителей. Крики «браво!», громкий смех, задумчивая тишина и аплодисменты в середине спектакля, после самых ярких сцен – тому весомое подтверждение. Я с удовольствием посмотрела спектакль дважды, с большим перерывом между показами – живет, не теряет со временем.

История-перевертыш, отличное актёрское исполнение и хороший баланс лёгкости и серьёзности делают этот спектакль удачным выбором для театрального вечера: зритель не перегружен драмой, но при этом не обескуражен бессмысленностью действия, как этот часто бывает в антрепризных комедиях положений. Автор пьесы – Франсис Вебер – известен широкому зрителю как сценарист расцвета французских кинокомедий с Пьером Ришаром - «Игрушка», «Высокий блондин в чёрном ботинке», «Невезучие», «Папаши». Тот же легкий юмор, нелепые ситуации и немного светлой грусти в его театральной пьесе. А создатели спектакля сумели это сохранить и подчеркнуть.

Напомню сюжет – каждую среду компания богатых друзей-парижан собирается за ужином, куда каждый приглашает своего дурака. Негласное состязание приятелей состоит в том, чтобы, измываясь над гостями, выбрать самого дурака из всех дураков – кто его пригласил, тот и побеждает. Для приглашённых, конечно, цель ужина остаётся неведомой.

Режиссёрская часть на минималках и, в принципе, не уникальна – но дань антрепризной стороне отдана в качестве мелодраматических штампов вроде покрутить раскрытым зонтиком под лирическую музыку. Не много, к счастью, и спектаклю не мешает. Но и сама пьеса больше актёрская, чем режиссёрская – все неожиданные встречи героев и нелепые ситуации хорошо прописаны в тексте, а вот смешно и точно сыграть это, чтобы ещё и сочувствие вызвать – задача не из простых. С ней-то исполнители небольшого частного театра справились хорошо, даже усложнив – играют от зрителей на расстоянии пары метров в небольшом пространстве цокольного этажа.

Главный герой, он же тот самый «дурак», Франсуа Пиньон в исполнении Александра Лазарева – быстрый, активный, увлекающийся. Он гиперболизированно заботлив и искренен и столь же неудачлив в выборе места и времени для своих действий. Почти неврастеник по актерскому амплуа, Лазарев делает героя сумасшедшим и милым, уморительно смешным и при этом вызывающим сочувствие. Его дуэт с Геннадием Филипповичем, который играет близкого друга Франсуа, налогового инспектора Люсьена Шеваля, предел комичности. Чего только стоит безудержный танец этой странной парочки, живущей в мире собственных увлечений и прекрасно понимающей друг друга. Небольшой танец с почти акробатическими этюдами вокруг стула – юмористическая кульминация спектакля. Но и образ Люсьена не ограничивается поверхностной комедийностью – герой Филипповича за пять минут сценического времени вызывает у зрителей полярные эмоции: от смеха до глубочайшего сострадания. Когда этот дотошный фрик вместо того, чтобы уличить в измене чужую жену, узнает о неверности своей, он вмиг словно теряет всю внутреннюю энергию, весь запас смеха и приколов – и в этом резком контрасте уже не комическая боль.

Актерские дуэты, в целом, система спектакля и его удача. Главный из них, конечно, Франсуа и тот самый богатый парижанин, издатель Пьер Брошан, пригласивший его на ужин к своим друзьям. Брошан Николая Захарова – азартный игрок, желающий стать первым в компании коллег с этим странным увлечением. Его неторопливость речи и действий и в то же время внутреннее нетерпение – еще один контраст спектакля. Из беспринципного, равнодушного к людям ниже себя по статусу и не знающего, как отделаться от назойливой любовницы, к концу истории он превращается в того, кто сможет увидеть в человеке человека.

Женские образы в «Ужине с дураком» не менее яркие – жена Брошана (Светлана Захарова) тверда и прямолинейна, его любовница Марлен (Мария Авраменко) – сумасбродна и слегка истерична. А бывший лучший друг писатель Жюст Лёблан (Владимир Корчуков) полон спокойствия и рассудительности, несмотря на то, что его бывшая жена теперь жена Брошана. И в этой запутанной комедийной истории труппа не только сумела, но главное – захотела! – найти и нашла много человеческого, важного и доброго. Чтобы не только посмеяться, но и подумать. Не только подумать, но и от души посмеяться.

Поэтому история театра "Содружество актёров" получилась о человеке – увлеченном своим делом до сумасшествия, со своими проблемами и чудачествами, но так отчаянно нуждающемся в понимании и любви. И если подумать, это относится к каждому из героев этой комедии.

Вам может быть интересно почитать о другом спектакле калининградского театра Николая Захарова "Содружество актёров" - "Мастер и Маргарита".