Найти в Дзене
Love is💞

Что происходит когда мы читаем книгу ? 📖👩‍🏫

Сядешь так на диванчик с книгой в руке, читая погружаясь в текст а в голове уже представляешь целую картинку - кино . И вроде же отлично когда фантазия работает мозг даёт картинку а почему так происходит мы даже и не знаем . Все скажут в голос фантазия это , представление . Но копнем глубже 🕵️так почему мы смотрим на белый лист с черными буквами , парим глазами читая строки и приэтом видим целый фильм в голове . И вот что узнала📑⬇️⬇️

Когда мы читаем, наши глаза делают саккады — быстрые движения туда-сюда, при которых изображение размывается. Это как следить за автомобильными гонками наяву — мы видим, как автомобиль начинает движение и как заканчивает, но наш глаз не может уловить быструю скорость, поэтому машина всегда видится смазанной.

То же происходит при чтении, слова смазываются и сливаются друг с другом. Мы видим изображение при чтении не в момент саккады, а в момент ее окончания. Мозг словно выдает нам краткий пересказ того, что он сейчас прочитал, и только после быстрого анализа, который мы даже не в силах уловить, он выдает нам статичный кадр прочитанного.

При чтении наш мозг совершает несколько действий одновременно. Он читает одну фразу, просматривает несколько фраз наперед, запоминает смысл нескольких предыдущих фраз, чтобы не терялась нить повествования. Такая сложная работа нашего мозга нами самими не улавливается, потому что мы к этому привыкли.

По этой схеме работает скорочтение — чем больше фраз наши глаза могут охватывать одновременно, чем больше смысла прочитанного способен проанализировать мозг, тем больше вероятности успеха этого метода чтения.

Несмотря на то, что при чтении мы будто видим в голове фильм, чтение и кино — две совершенно разные вещи. Кино нам изначально навязывает картинку и то, как выглядят персонажи, при чтении же мы вольны представлять себе все, как хотим. Каждый читающий одну и ту же книгу будет видеть персонажей, обстановку и какие-то детали по-своему.

Отсюда у многих людей есть страх сначала посмотреть экранизацию романа и только после прочитать книгу, по которой она снята. Потому что при прочтении наш мозг всегда непроизвольно подставляет в воображении вместо героев, которых это воображение могло бы создавать само, актеров, которые играли в фильме. Это происходит, потому что представить актеров мозгу гораздо проще, чем по крупицам собирать новый образ.Важная проблема при чтении художественной литературы заключается в том, что мы не можем вообразить себе персонажа со всеми его внешними характерными чертами. Очень часто читатели видят размытое лицо героя, ведь ни один писатель не станет описывать на несколько страниц внешность персонажа. И, даже если бы он это делал, каждый герой каждому читателю виделся бы по-своему. Поэтому писатели оставляют лишь небольшие наметки: цвет глаз, волос, кожи и какие-то особенности.

Например, каждый читатель может себе представить Анну Каренину с ее темными волнистыми волосами, небольшой полнотой, красивыми туалетами. Но у любых двоих представивших Анны не будут одинаковыми. Один читатель видит у нее вздернутый нос, пышные брови, пухлые губы, а другой нарисует в воображении прямой нос, тонкие брови и менее пухлые губы. Ведь Толстой не обозначал эти детали.

Бывает, что при работе над своим новым произведением авторы пишут «досье» на своих персонажей, где по пунктам указывают их главные внешние и внутренние характеристики, чтобы не получилось так, как в романе Флобера «Госпожа Бовари». У Бовари цвет глаз менялся по ходу сюжета: они были и голубыми, и карими, и черными.

У читателя такого досье нет, мы узнаем какие-то детали постепенно при прочтении, поэтому внешность героев в нашей голове может меняться: мы представляли героиню брюнеткой, а в середине книги автор решает уточнить, что она блондинка. Перестроиться в такие моменты сложно.

Кафка при публикации своего «Превращения» просил издателей ни в коем случае не изображать на обложке их версию насекомого. Он хотел позволить читателям самим представить, как оно выглядит.

Еще одна удивительная особенность чтения — мы оказываемся в двух местах одновременно: в мире книги и в мире, в котором мы эту книгу читаем. Именно поэтому при перечитывании книг, которые мы читали, например, на берегу моря, мы будем ощущать это море и потом, даже читая эту книгу заново, но уже сидя в квартире.

Чтение — это удивительная работа мозга, мы даже не задумываемся о том, как оно работает, а воображение при чтении — почти такой же интересный феномен, как сны, которые мы видим, но не можем объяснить их устройство.